А это смотря что понимать под «свободой». Можно быть свободным в том смысле, что никакая темная страсть не способна тобой овладеть, что никто не сможет принудить тебя изменить себе — а можно быть свободным в том смысле, что никто не запретит тебе не спать всю ночь, переписываясь с друзьями в «Во Вконтакте» или никто не проверит, сделал ли ты уроки на завтра. О какой именно свободе речь?
У нас, христиан, есть свое понимание свободы. Свобода — это дар Божий. Люди потому и наделены свободой, что созданы по образу и подобию Божиему. Свобода — это такое божественное наследство, которое есть только у ангелов и у человека. Поэтому отказываться от свободы — всё равно, что отказываться еще от каких-то своих природных свойств. Например, от ума.
В православном понимании свобода приближает к Богу. А почему? Да потому что это — быть тем, кем создал тебя Господь. Это значит отказаться от всех своих греховных зависимостей, привычек, привязанностей, освободиться от таких страстей, которые не позволяют быть самим собой.
Вот бывает так, что когда человек впадает в гнев, истерит — он потом говорит «я вышел из себя», это устойчивый речевой оборот, очень точный. Выйти из себя — означает оказаться в плену. В плену у кого? У сатаны, который провоцирует человека на грех, который стремится лишить его настоящей свободы: быть самим собой.
Но научиться быть по-настоящему свободным, научиться быть самим собой — непросто. Это умение не дается автоматически, с рождением. Ребенок ведь еще не знает, кто он. Не знает еще всех своих талантов, не знает, какие заложены в нем дары — и духовные, и интеллектуальные, и физические. Поэтому когда он доверяет любящим родителям и внимательным педагогам — тогда он в полной мере раскроется. А если пойдет по пути ложной реализации свободы: курить, пить спиртные напитки, материться и так далее — он просто станет духовным инвалидом и не реализует всего того, что заложил в него Господь. То есть будет просто зависимым от всякой ерунды. Никакой свободы у него не будет, хотя некоторые наивные сверстники могут считать его свободным и завидовать. А тут не завидовать, тут пожалеть нужно.
Протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва)
https://foma.ru/