Или 6 знаковых историй: Мученик Вонифатий, Мартин Турский, блаженный Августин, праведный Петр, Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон.
Иногда в нашей жизни обстоятельства складываются таким образом, что все меняется радикально. Ты куда-то опоздал, кого-то встретил, не туда повернул — и все вдруг неожиданно переменилось. Просто потому что так случилось?
«Случайности не случайны», — многозначительно скажет один. Другой махнет на это рукой, сославшись на спонтанность и хаотичность событийного потока. Было ли место случайностям в жизни угодников Божиих?
«Фома» собрал шесть историй из жизни святых людей в рубрике «Как жили святые люди».
Но о том, случайны ли они или произошли по какому-то сокрытому от нас “сценарию”, судить вам.
Мученик Вонифатий: как купить «билет» в Царство Небесное
Можно сказать, что он стал мучеником, потому что так случайно сложились обстоятельства. Ведя до этого беспечную юношескую жизнь, он стал святым, просто купив билет… в цирк.
Вонифатий (III в.) был рабом одной благочестивой аристократки — Аглаи. Домашнее рабство далеко не всегда было каторжным. Вонифатий должен был следить за обширными угодьями своей госпожи — работа не слишком изнурительная, жизнь обеспеченная и веселая с постоянными застольями, возлияниями и развлечениями. А затем случилось так, что Вонифатий и Аглая сильно полюбили друг друга, однако в брак вступить не могли: римский закон запрещал подобные отношения между патрицием и рабом. Находясь в блудном сожительстве, влюбленные сильно тяготились этим и старались хоть как-то «компенсировать» это делами милосердия.
Однажды Аглая повелела своему рабу отправиться в восточную часть Римской империи, где в это время шло жестокое гонение на христиан. Вонифатий должен был выкупить там мощи одного из мучеников, чтобы его госпожа с честью хранила их в доме. Такая была среди христиан древности благочестивая традиция. Аглая снарядила раба в дорогу, передав ему необходимые деньги. Уходя, Вонифатий в шутку спросил: «А что будет, если я не найду тела мученика и тебе принесут мое тело, замученное за Христа? Примешь ли ты его тогда с честью?» Аглая строго отчитала его за такое легкомыслие.
Прибыв в нужный город, Вонифатий устроился в гостинице и сразу же отправился на главную площадь, где в это время в цирке проходили пытки и казни христиан — популярное в те времена «представление». Он купил билет и сел на трибуну. Что именно случилось в голове этого юноши, сказать невозможно, но, глядя на страдания христиан, он вдруг спрыгнул к ним на арену и стал целовать их, обливаясь слезами. На вопрос солдата «кто ты?» Вонифатий твердо ответил: «Я христианин». Несколько дней на глазах у той же самой публики он терпел страшные пытки. Святой остался не сломленным и был казнен.
Через некоторое время его возлюбленной действительно привезли мощи … ее бывшего раба.
Мартин Турский: когда стоит разорвать свой плащ напополам
Человек разрывает свой плащ напополам для того, чтобы одну часть отдать замерзающему нищему. Случайный порыв души? Между тем именно с этого началась история одного из самых любимых святых древней и средневековой Франции, Мартина Турского (316–397), просветителя этой страны, основателя местной монашеской традиции.
Мартин родился в семье военных — его отец был римским военачальником. Детство мальчик провел в Северной Италии, где получил образование и познакомился с христианством. Когда он вернулся домой, отец настоял на том, чтобы сын продолжил семейную традицию, и отправил его в императорскую конницу. Его часть располагалась в городе Амьен (Франция). Мартин тяготился военной службой. Он тайно вынашивал мечту стать служителем Церкви, но это едва ли было возможно: властный отец никогда бы не позволил.
Однажды Мартин, терзаемый печалью, проезжал на коне мимо городских ворот и увидел нищего, который лежал в лохмотьях прямо на мостовой. День был холодный, и несчастный совсем окоченел. Тогда воин спустился с коня, снял с себя плащ и, разделив его на две части, одной из них обернул замерзающего. А на следующую ночь юноше во сне явился Христос, одетый в тот самый плащ, который Мартин отдал накануне нищему, сказав: «Этим плащом одел меня Мартин». Проснулся святой с твердой решимостью во что бы то ни стало воплотить свою мечту. Без колебаний он принимает Крещение. Своего права на отставку он добился благодаря блестящим действиям во время военного похода против дикого племени алеманов. Получив увольнение, святой Мартин отправился в Северную Францию, где через некоторое время стал священником, а затем епископом.
Итог его пастырских трудов — просвещение всей языческой Галлии. Он построил первый христианский монастырь в Лигюже, став основателем галльского монашества.
И до сих пор святого Мартина, которого очень почитают в Европе, традиционно изображают на коне, в воинских доспехах, отдающего нищему половину своего плаща.
Блаженный Августин: открыть книгу «наугад»
Этот великий святой неразделенной Церкви в какой-то момент положился на случай, открыв книгу наугад. Так он положил конец своим сомнениям.
Блаженный Августин (354–430) пришел ко Христу через долгие годы мучительных поисков. Отец его был язычником, а мать христианкой, так что юноша долгое время находился на распутье. Будучи человеком честным, он с философским размахом подходил к проблеме поиска жизненного эталона. Став приверженцем той или иной интеллектуальной или духовный школы, он решительно затем порывал с ней, как только начинал чувствовать малейшую фальшь или противоречие.
Профессиональный ритор, Августин, прибывает в Милан, чтобы между прочим устроить свою карьеру в городе-резиденции императоров. Он случайно слышит проповедь местного епископа Амвросия, будущего знаменитого богослова и святого древней Церкви. Августин знакомится с городскими христианами, пересматривает свое критическое отношение к Священному Писанию. Кажется, вот он, желанный ответ: истина, которую он так ищет — это Христос.
Но Августин прекрасно понимает, что, став христианином, он должен будет отказаться от своих светских привычек, например, от сожительства с рабыней, которую очень любил. Кроме того за долгие годы поисков, разочарований, падений, в нем выработалась недоверчивость, которая не позволяла ему немедленно стать христианином. Он боялся, что и здесь его может ждать разочарование. Привычка давит на него, хотя разум убежден и болезненно вздыхает: «Почему не сейчас? Почему бы не в этот час положить конец моей мерзости?»
Августин мучается противоречивыми размышлениями. Однажды в в саду, обессиленный, он встает на колени под смоковницей и, рыдая, начинает молить Бога о помощи. Дальше он слышит голос мальчика, который нараспев повторяет: «Возьми, читай! Возьми, читай!» На столе неподалеку лежала книга — Священное Писание. Августин открывает его наугад, решив впервые в своей жизни довериться случаю. …Не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа… — святой открыл послание апостола Павла (Рим 13:13–14). «Я не захотел читать дальше, — вспоминал впоследствии епископ, — да и не нужно было: после этого текста мое сердце залили свет и покой, исчез мрак в моих сомнениях».
Через несколько лет Августин стал епископом, а затем крупнейшим богословом, ученым, великим святым неразделенной Церкви.
А ведь он всего лишь открыл книгу наугад.
Праведный Петр, бывший мытарь: когда можно бросить хлебом в нищего
Этот человек, которого считали самым жестоким и невероятно скупым, нарушил весь ход своей жизни одним странным поступком — швырнув в нищего хлебом.
Быть сборщиком налогов в Византийской империи при императоре Юстиниане (527–565 годы) — значит быть человеком с очень скверной репутацией. Петр преуспевал в этой профессии в Северной Африке. Все необходимые качества у него имелись — жестокость, алчность, деловая хватка. Нищих он терпеть не мог и считал милостыню пустым и бессмысленным делом.
Однажды между бедняками города случился спор о том, кого можно считать самым жестокосердным человеком в городе. Все были единогласны — это Петр. Тогда один из бедняков решил заключить пари: он поклялся, что сможет получить с этого человека хотя бы на кусок чёрствого хлеба. Ударили по рукам, и нищий тут же отправился поджидать мытаря у его дома. Вскоре появился Петр с навьюченным хлебами ослом. Нищий подскочил к нему и стал так и этак вымаливать у него подаяние. Мытарь пришел в такое неистовство, что в сердцах захотел запустить в него камнем. К счастью, камня поблизости не оказалось, и тогда раздосадованный сборщик налогов запустил в него хлебом. Нищий, ловко поймав свою добычу, торжественно удалился к своим товарищам.
На этом история, казалось бы закончилась, но после случившегося Петр сильно заболел и был при смерти. Забывшись однажды болезненным сном, мытарь увидел, как на чашу весов, которые символизировали его жизнь, складываются все его злые дела, а на другой чаше, предназначенной для добрых поступков, оказался лишь тот хлеб, который Петр от злости бросил нищему. Тогда он услышал: «Иди, Петр, и прибавь к этому хлебу другие добрые дела, чтобы не взяли тебя бесы и не увлекли в бездну ада». Он проснулся в ужасе и долго еще не мог прийти в себя от увиденного.
После этого видения с ним произошла радикальная перемена. Выздоровев, он стал одним из самых щедрых на подаяние людей города – популярность его стала неслыханной среди местных бедняков. Позднее он оставил службу, раздал все, что у него было. Своего раба он попросил продать себя в рабство, а вырученные деньги раздать нищим. Долгие годы он безропотно трудился у своего господина и до конца своих дней тайно ото всех продолжал творить дела милосердия.
Иоанн Кронштадтский: как отдать деньги первому встречному
Эту случайную историю святой решил рассказать другому человеку.
Со всей страны люди съезжались к святому Иоанну Кронштадтскому, чтобы передать ему деньги. Верующие знали, что священник не только постоянно помогает приходящим к нему за помощью, но и содержит основанный им для безработных «Дом трудолюбия».
Однажды в город приехала благочестивая женщина с таким же благочестивым намерением: она накопила внушительную сумму и хотела отдать ее отцу Иоанну. Но когда она подошла к нему в храме после богослужения и положила деньги на поднос, святой их не принял.
Огорченная таким странным отказом, женщина отошла в сторону, дожидаясь хоть какого-то объяснения. Наконец святой подошел к ней и велел вечером хорошо помолиться, а утром отдать всю сумму первому встречному.
Женщина в смущении отправилась домой. Переборов сомнения, она все же решила сделать так, как ей велел святой. Встав утром пораньше, она вышла на улицу. Женщина надеялась повстречать какую-нибудь несчастную, бедную старушку или многодетную мать, но первым ей попался пьяный офицер в расстегнутом мундире, с мутным взглядом. Женщина подошла к нему и молча протянула пачку денег. «Что это?», — спросил опешивший прохожий. Она назвала сумму. Тогда вдруг офицер разрыдался. Оказалось, что ночью он проиграл в карты. Не имея средств, чтобы заплатить, он решил покончить с собой. А ведь дома его ждали жена и дети. Взволнованные, женщина и офицер бросились в Андреевский собор, где служил отец Иоанн. Святой строго велел им за все благодарить Бога.
Святитель Тихон: как «третий» стал «первым»
Революция 1917 года оставила в прошлом российское самодержавие. Вся прежняя система церковного управления рухнула, и Церковь получила возможность восстановить утраченное почти на двести лет Патриаршество. На Всероссийском Поместном Соборе было принято решение избрать Патриарха. Сначала, собрав бюллетени членов Собора, определили трех основных кандидатов. Первым оказался архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101 голос. За ним следовал архиепископ Тамбовский Арсений (Стадницкий) — 27, и, наконец, митрополит Московский Тихон (Белавин) — 23. «Самый умный из русских архиереев — архиепископ Антоний, самый строгий — архиепископ Арсений и самый добрый — митрополит Тихон», — резюмировал затем итоги голосования один из участников Собора.
9 октября Русская Православная Церковь празднует день памяти Патриарха Тихона. За годы своего своей жизни ему пришлось побывать в самых разных уголках земли, от Москвы до Нью-Йорка. А одни из важнейших для дальнейшей жизни лет прошли в городе Торопце Тверской области. Именно здесь, в родительском доме, будуший Патриарх принял решение поступать в Духовное училище. Теперь в этом доме дом-музей.
Митрополит Тихон никогда не считался главным претендентом на Патриарший престол. Как вспоминал затем не без язвительности современник тех событий протопресвитер Георгий Шавельский, «Московский митрополит Тихон не отличался ни ученостью Антония и Арсения, бывших ректоров в академии, ни славой, витавшей около имен их». Однако на Соборе было принято решение, что окончательный выбор определит жребий – случайно вытянутая бумажка с именем того или иного кандидата. Это был беспрецедентный случай в истории Русской Церкви. Никогда больше первоиерарха не избирали так … случайно, полностью положившись на волю Божью.
5 ноября в Успенском соборе будущий священномученик митрополит Киевский Владимир поднял крышку ковчежца, в котором лежали бумажные жребии. Старец Алексей (Соловьев) вынул одну из них. Прозвучало: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос (греч. – достоин)!»
Тот, кто по всем формальным признакам считался «последним», по выпавшему жребию стал Всероссийским Патриархом. И многие современники отмечали удивительную неслучайность случившегося. Ведь во многом именно благодаря руководству Патриарха Тихона Русская Церковь в самый сложный период своей истории, когда большевики всеми силами пытались ее уничтожить, все-таки выстояла. Красноречиво пишет об этом протоиерей Сергий Булгаков: «Патриарх в узах (святитель Тихон в этот момент находился под домашним арестом в Донском монастыре. — Т. С.) во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в эти прискорбные дни испытаний…» И знаменитый мыслитель князь Евгений Трубецкой будто бы вторит священнику: «Никто не подозревал о той необычайно силе, которая таилась в этом скромном и смиренном облике… Обнаружилось, что с добротою нежной, любящей души в нем сочетается несокрушимая твердость».