Толковый словарь с Юрием Пущаевым
- Господь Иисус Христос – Богочеловек, Второе Лицо Троицы. Он – Бог, воплотившийся ради спасения человеческого рода, претерпевший мучительную крестную смерть и воскресший. Своим воскресением он победил грех и его главное следствие – смерть: «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа»? (1 Кор 15,55). Уничтожив смерть смертью же и освободив послушных Ему от ее рабства, Он – «путь и истина и жизнь» (Ин 14,6), «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13,8).
Его имя, которое «выше всякого имени» (Флп 2,9), представляет собой синтез двух языков. Имя «Иисус» происходит от древнегреческого ὁ Ἰησοῦς. Это эллинизированная форма еврейского имени «Иешуа», которое на иврите восходит к глаголу «спасать», «приходить на помощь». Поэтому «Иисус» в переводе с еврейского значит «Спаситель».
Имя же ὁ Χριστός (Christos) древнегреческое. Оно происходит от древнегреческого глагола χρίω (chriō), что значит «умащивать», «смазывать», «натирать», «совершать обряд помазания». И дословно «Христос» в переводе с древнегреческого значит «Помазанник», «получивший помазание».
Помазанниками в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. Помазанником также называли Мессию, о котором пророчествовало Писание и которого ждали иудеи. Собственно, «Мессия» по-древнееврейски значит то же самое, что по-древнегречески «Христос» – «Помазанник».
Как говорит Феофилакт Болгарский, «Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя… Сын Божий — пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником». Таким образом, Христос – Царь Неба и земли, Мессия, предсказанный в Ветхом Завете и явившийся в Новом.
Однако Его Пришествие радикальным образом отличалось от чаяний иудеев, изнывающих под гнетом римского владычества (Иудея была тогда захвачена римскими легионами и являлась римской провинцией). Они надеялись, что к ним в «шуме и ярости» придет великий вождь, который поведет их в бой против римских завоевателей и вернет Израилю былое могущество и славу. Если бы Мессия совершил великие земные деяния – это было бы понятно всем без исключения. Христос же пришел в наш мир как обычный человек, простой плотник.
Его Вочеловечение было первой ступенью самоуничижения Бога, Который соединил Себя с человеческом естеством. Христос родился в яслях рядом с домашними животными, вырос в бедности и трудах, скитался по Земле, не имея даже дома или пристанища, где мог бы преклонить голову. Тот, Кто правит абсолютно всем, добровольно избирает кротость и смирение: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф 12, 20).
Последним же пределом самоуничижения была добровольно принятая ужасная смерть на кресте, которую придумали и организовали неправда, злоба и страшные по своим последствиям неведение и слепота. Обманувшиеся в своих ожиданиях люди, те самые, которые и распяли Его, не понимали, что Царство, которое Он возвещает – духовное, как и освобождение – от уз греха и смерти. Именно этот бесценный дар Он нес всем людям – как евреям, так и язычникам, раскаявшимся и принявшим Благую Весть. Это освобождение дает вечную жизнь, а не пусть и счастливое, но все же временное существование здесь, на Земле. Ведь если смерть кладет предел всему, то и жить не стоит: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15, 12–14).
На заставке фрагмент: Спас Нерукотворный (Спас на Убрусе); Балканы; XIII в.; местонахождение: Франция. Лаон