С другой стороны Креста Христова – место, где был закреплен крест распятого благоразумного разбойника.
Рядом, под стеклом, другие святыни.
Расколотый камень скалы – вспомним, что, когда Христос умер, случилось землетрясение и земля поколебалась.
Прямо под алтарем Святой Голгофы, в нижнем уровне находится часовня Адама. По преданию, под Голгофой был захоронен праотец Адам, и Кровь Спасителя, стекавшая по Кресту, омыла прах прародителя. Расщелину, образовавшуюся при землетрясении, можно наблюдать через стеклянное окно в глубине часовни (приглядевшись можно увидеть и капли крови Спасителя).
Спускаемся на этаж ниже, под Крест Христов. Здесь под стеклом и сберегаются части скалы Голгофы, окрашенные в кровавый цвет
Возможно, эти охристые подтеки на скале не имеют никакого отношения к Крови Христовой, но достойно всякого удивления и внимания, что находим мы эти подтеки прямо под Крестом. Как будто сама природа отреагировала на смерть Христову, содрогнулась и пролила кровь.
Спускаемся еще на один этаж вниз. Мы в приделе Адама. По преданию, Крест Христов был установлен как раз над местом захоронения первого человека – Адама.
Кровь Христова спустилась по трещинам скалы и омочила череп Адама.
Под стеклом можно увидеть как раз эту расщелину, в которой находился череп Адама.
Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.(Евангелие от Иоанна, 19-я глава)
Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем - и это было как будто все.
Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя.
А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти.
Тогда пятница была последним днем.
За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых. Начиналось дление бесконечных дней.
Невольно слышится «плач Богоматери», читаемый на малом повечерии Великой Пятницы. Но уста Ее уже сомкнулись, и Она имеет еще мужество так прямо стоять у креста Сына Своего, как бы всматриваясь в Его Пречистый Лик; уж и впрямь, не слышит ли Она от Него: «не рыдай Мене, Мати... востану бо».
"Жизнь вечная, како умираеши?" - в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач - но, Ее плач страшнее всякого плача: Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери. С каким ужасом в душе должны бы мы стоять перед лицом Матери, Которую мы убийством обездолили.,. Встаньте перед Ее лицом, встаньте и посмотрите в очи Девы Богородицы!.. Слушайте, слушайте этот плач! Говорите: Мать, я повинен - пусть среди других - в смерти Твоего Сына; я повинен - Ты заступись. Если Ты простишь - никто нас не осудит и не погубит... Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту...
И в это остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас ответственен за эту страшную Великую Пятницу. Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! - и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам.
Христа снимают с Креста. Возле всякого еврейского гроба находился камень, на который клали покойника перед погребением для умащения ароматами. Этот камень назывался камнем помазания.
Камень накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.
Вот она, та самая розоватая каменная плита, на которую было положено Его тело… Хочется согнуть перед ней колени, и дотронуться, и убедиться, что она до сих пор вся мокрая от слез!
И если станет на то Божьей милости, добавить свои к тем, что были пролиты на этом месте за двадцать веков…
У этого камня - вечная Страстная Пятница, вечные сумерки потери, в которых светит лишь Пасха Христова: до нее - всего лишь несколько шагов на восток, к Кувуклии, где сидит на отваленном камен Ангел, вестник Воскресения.
Я лично свидетель того, как Камень Помазания источает святой елей. На глазах трещины вдруг заполняются маслинистой жидкостью, особенно в присутствии православных христиан. И католики, и протестанты, и представители других религий и христианских течений особо почитают это место и льют воду на него и собирают потом эти капли, бережно храня. И еще - в мире толко два места, где освящение происходит без участия священников- это Камень Помазания и Гроб Господень. Поэтому все прикладывают Кресты и крестики.
И в нескольких шагах место погребения Господа нашего Иисуса Христа.
Итак, "На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Евангелие от Иоанна, гл 19 -41-42).
Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма.
Кому интересно - вот типичные камни помазания...
...находящиеся возле древнеиудейского гроба.
Этот гроб обнаружен в Хевроне.
Примерно так же выглядел Гроб, в котором был похоронен Спаситель.