К западу от Иерихона, среди пустынных гор Иудейских сумрачно поднимается высокая, бесплодная и обнажённая гора Сорокадневная или гора Искушения. Её крутые скаты покрыты множеством пещер, где в цветущие времена подвижничества христианского пребывали в посте и молитве преподобные отцы. В этой дикой, безотрадной пустыне Господь наш Иисус Христос провёл сорок дней в посте и молитве после того, как благоволил принять крещение от Иоанна.
Гора искушений
Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню для искушения от диавола… Святой Евангелист Матфей повествует, что Господь не Сам, не Своею волею решил испытать искушение, но как Человек, — повинуясь Духу Божию, на Него сошедшему на Иордане. “Не Сам пришёл, — говорит святой Златоуст, — а был Духом отведён в пустыню, поучая нас не вдаваться самонадеянно в искушения.” Так некогда и Апостол Павел, предавая себя полномочному водительству Духа Божия, говорил о себе: “И вот нынче я, по влечению Духа, иду в Иерусалим…(Деян. 20:22). “И ты, крестившийся во имя Христово, предавай себя в волю Божию и не смущайся, когда придёт искушение: для того ты и вооружён, чтобы сражаться. Только сам на искушения не напрашивайся, а когда Бог попустит, встречай их мужественно.” Бог попускает тебе искушения для того, чтобы ты не превозносился, для того, чтобы ты опытно познал в них помощь Божию, для того, чтобы ты укрепился в вере и получил венец.
После того, что совершилось при крещении Господа, Он почувствовал в Себе по человечеству Своему особенную нужду в уединении. Кому Бог давал после усердной молитвы ощутить в себе нечто новое, светлое, радостное, тот знает по себе, как дорог после таких минут покой и уединённое размышление. И Господу Иисусу нужно было уйти от людей, чтобы в пустыне, наедине с Богом, в беседе во Своим Небесным Отцом в строгом посте и с молитвою укрепиться на предстоящий Ему великий подвиг скорбей и страданий ради нашего спасения. Как Человек, Господь наш сознавал всю тяготу предстоящего Ему подвига и чувствовал потребность в уединении, чтобы излить перед Отцом Небесным немощи человеческого естества, принятого Им на Себя, также любви и благодарности к Нему за то, что испытал Он на Иордане. “Смотри, — говорит святой Златоуст, — куда привёл Его Дух: не в город, не на площадь, а в пустыню, дабы диавол мог искусить Его не только глаголом, но и местом уединённым.” “И на нас диавол особенно нападает тогда, когда видит, что находимся в уединении, наипаче же, когда остаёмся без совета и полагаемся только на свой разум. Так и к Еве он приступил тогда, когда она была одна, без мужа.” Достойно примечания то, что первый Адам был искушён от диавола в прекрасном раю. Он изгнан был из рая, и вся земля из-за него лишилась Божия благословения. пустыни носят на себе разительную печать проклятия Божия. Второй Адам, Господь наш Иисус Христос, искушаем был от диавола в пустыне. Он победил врага и возвратил рай роду человеческому. В пустынях дикие звери ищут себе убежища от смертельного врага — человека, который некогда был их добрым господином и царём. Но Христос Спаситель, как Богочеловек, вступая в пустыню, не принёс с Собою этого векового озлобления к бессловесным тварям, и потому в пустынном Его уединении звери окружали Его безбоязненно, подчиняясь Ему так же, как подчинялись некогда Адаму в раю земном. Вот почему и Евангелист Марк (1:13) так выразительно говорит: “и был Он со зверями.”
Тремя видами похоти греховной искушал сатана праотцев в раю: похотью плоти (дерево хорошо для пищи), похотью очес (оно приятно для глаз) и гордостью житейской (будьте, как боги). Таким же путём искушает он и Господа. Весь погружённый в молитву, весь занятый мыслью о предстоящем великом служении Иисус Христос совсем забыл о пище. Но по прошествии сорока дней этого строгого поста Он, как Человек, ощутил в Себе голод. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Число сорок в священном писании символизирует либо наказание (сорок дней лил дождь потопный, сорок лет евреи странствовали по пустыне), либо покаяние (пост Моисея, Ниневитян и т.д.). Не сохранил поста первый Адам в раю. Господь Иисус, второй Адам, восполнил это, выдержал самый строгий пост и победил искусителя. Самому Ему не нужен был этот пост, но Он восхотел подать пример нам, указать на пост, как на спасительное средство для победы над врагом. “Из сего познай, — поучает святой Златоуст, — сколь велико благо и сколь сильно оружие против диавола есть пост. Познай и научись, что омытому водами крещения не должно предаваться пресыщению и пьянству.” По сорок дней постились некогда великие пророки Моисей и Илия; и Христос Спаситель не восхотел превзойти меру сих святых постников, дабы не было сомнения в Его вочеловечении и дабы противник, диавол, узнав, кто Он, не убежал бы от брани. “Смотри, — говорит святой Златоуст, — с какою хитростью, с каким лукавством приступает сатана. Не тогда приступил, когда Иисус молился, а выждал время, когда Он взалкал. Но этим-то взалканием Спаситель и подал ему случай приступить к Нему, поскольку по Своему Божеству Господь неприступен для диавола.” “Если же диавол нагло дерзнул приступить к Самому Иисусу Христу, в Котором “не имел ничего” (Ин. 14:30) греховного, то не должно ли заключить, что сей адский ветер всегда дышит в мир и силится раздуть всякую искру похоти в человеке?” (Митрополит Филарет). В каком именно виде приступает диавол к Господу, Евангелисты не говорят. Во всяком случае, не это было только мысленное внушение греховных помыслов от врага, а действительно открыто явившийся дух злобы — сатана.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Диавол как бы говорит: напрасно Ты не пользуешься Своею силою для Своих же потребностей земных, что за нужда Тебе терпеть голод? Вот пустынные камни. Они удивительно похожи на хлебы, и ведь Тебе это ничего не стоит сказать слово, и камни обратятся хлебами. Ты утолишь голод и вместе с тем докажешь, что Ты действительно Сын Божий. Иначе кто же поверит в это, если Ты и этого не можешь сделать? Не сказал искуситель: “если ты алчешь,” — полагая, что это постыдно для Иисуса. Но сказал: если Ты Сын Божий, — надеясь обольстить Его похвалами. В то же время он не знает, что думать об Иисусе: простой ли Он человек или нет? Слышал он на Иордане глас с неба, назвавший Иисуса Сыном Божиим, слышал и славное свидетельство Иоанна. Но вдруг видит Его алчущим и недоумевает, как это может Сын Божий алкать. Это недоумение диавола слышится в его речах. Тайна вочеловечения сокрыта он него. Он полагал, что Иисус не больше, чем праведный человек, усыновлённый Богом за добродетель. И, конечно, по своему сатанинскому нраву он не мог не завидовать Иисусу в такой высокой чести, как завидовал он первому Адаму. Он не забыл и своего древнего искусства: чем соблазнил он Адама и чем погубил тысячи людей, тем же самым теперь начинает и теперь своё обольщение — невоздержанием чрева. Он притворяется благожелателем, как бы заботится об утолении голода Иисуса Христа. Но под этим видом благожелания незаметно старается склонить Его отложить терпение и злоупотребить силою чудодейственной к угождению плоти. Что же Христос Спаситель? Он прямо говорит о том, о чём умолчал диавол. Он не стыдится того, что алчет, но не хочет ни в чём повиноваться диаволу, чтобы и нас научить не слушаться его даже тогда, когда он будет внушать что-нибудь с виду полезное. Так и впоследствии Он повелевал бесам молчать, когда они называли Его Сыном Божиим.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор. 8:3). Иисус отвечает диаволу: и помимо хлеба у Бога есть много способов насытить человека, ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было необходимо, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит; значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не упадёт без воли Божией, то тем паче Бог не попустит Мне умереть с голоду. Надо только во всём предать себя благому Божиему попечению. А Бог может и единым Своим словом утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. Моя пища — творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34). И беседа с Богом, молитва, для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей Плоти чудесным образом. Искушение от плоти победил Он воздержанием. Но диавол хорошо знает, что если человека нельзя победить чревоугодием, то иногда легко обольстить гордостью, тщеславием и корыстолюбием. И честолюбец, и корыстолюбец часто забывают о пище, занятые заботами о почестях и богатстве. А тот, кто победил искушение похоти, легко может забыться, вообразить себя в полной безопасности и не заметить, как подкрадётся враг с другой стороны. И вот сатана пытается искусить Христа безграничным упованием на Бога и духовной гордостью.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. (Пс. 90:11-12)Диавол берёт Его не насильственно, не влечёт против воли Его, а просто предлагает Ему сопровождать его в Иерусалим. Под крылом храма, вероятно, имеется ввиду часть кровли на притворе Соломоновом, откуда, по словам Иудейского историка Иосифа Флавия, нельзя было и смотреть вниз, к потоку Кедронскому, без головокружения, — так было высоко. Здесь диавол начинает неприметно клеветать на Бога: Вот Ты сказал, что надеешься на Бога, Который не попустит Тебе умереть. Покажи же теперь не деле Свою крепкую веру, Своё упование на Бога. Бог назвал Тебя Своим Сыном, но не ввёл ли Он Тебя в обольщение? Если ты, действительно, Сын Божий, то покажи Свою Божественную силу. Видишь, внизу стоит народ. Этому народу нужно показать, что Ты — Сын Божий. Итак, бросайся вниз. Тебя, конечно, сохранят ангелы; народ увидит чудо Твоего спасения и признает Тебя Мессиею. Ты ссылаешься на Писание. Писание и велит уповать на Бога, и уповающему обещается помощь Божия. Это обещается всякому верующему, а если Ты — Сын Божий, тем паче Бог для Тебя всё сделает, только бы Ты пожелал. Так хитро сплетает враг свои сети. Увидел он, что Священное Писание, слово Божие есть закон жизни для Христа Спасителя, и он ссылается на то же Писание, только перетолковывает его по-своему, для своих злых целей. Но и на эти извивы лукавой лести Господь так же спокойно и кротко ответил словами Писания, тем же оружием, какое враг обращает против Него: Иисус сказал ему: правда, в Писании есть такое изречение. Но этими словами Писание не повелевает броситься в пропасть и нарочно подвергать себя опасности. Ты привёл неточно слова Писания, — там есть продолжение: во всех путях твоих. Но то, что ты предлагаешь Мне, не есть путь, Богом определённый. В том же писании, в книге Второзакония (6:16) написано также: не искушай Господа Бога твоего. Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. Грешно требовать от Господа Бога чудес без всякой нужды. Правда, Господь готов и чудо сотворить для верующих в Него, но только тогда, когда есть действительная опасность, а не когда человеку придёт на ум потребовать чуда. — “Таким ответом, — говорит святой Златоуст, — Господь поучает нас, что диавола должно победить не чудесными знамениями, а незлобием и смирением, и ничего не надобно делать ради тщеславия, для того только, чтобы показать себя. Какой дивный урок всем, кто заражён духовною гордостью, кто считает себя избранником Божиим и без всякой нужды сам напрашивается на искушение! Какой урок и тому, кто берётся самочинно, по своему мышлению толковать Священное Писание! Спаситель показал нам, что нельзя брать выдержки из Священного Писания, не обращая внимания на другие места того же Писания. Но именно так и делают все те, кто по своему мудрованию толкует слово Божие. Так поступают все сектанты и им подобные. Подумали бы они, кому уподобляются!” Итак, диавол не мог победить Господа и сомнением. Но он не терял ещё надежду победить Господа властолюбием и корыстолюбием. Может быть, он рассуждал так: не ошибся ли я, почитая этого человека чудотворцем? В самом деле, Он ещё не сотворил ни одного чуда, а я требую от Него чудес. Он потому и не поддался мне, что не может творить чудес. Испытаю же теперь самое верное средство: обольщу Его похотью очес. “Не удивляйся, — замечает святой Златоуст, — что диавол, искушая Христа, бросается то в ту, то в другую сторону. Как бойцы, получив смертоносную рану и обливаясь кровью, в сильном головокружении мечутся во все стороны, так и он, поражённый уже дважды, начинает говорить без разбора всё, что пришло на ум.”
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Предание указывает на ту же гору искушения в пустыне Иудейской. С одной стороны горы открывается обширный вид на всю страну Иорданскую от моря Мёртвого до моря Галилейского. С этой-то горы диавол и показывает все царства мира и славу их, — всё, что есть на земле наипрекраснейшего, богатейшего, наилучшего. Всё это сатана показал во мгновение ока, мечтанием или призраком представил очам, потому что человек скорее соблазняется тем, что видит, нежели тем, о чём только слышит. Сам диавол смотрел на мир со злобной радостью. Он радовался, что успел низвергнуть столько миллионов людей в бездну порока и идолопоклонства, нанести им столько бед и страданий. Он надеялся, что и те немногие праведники, что живут среди народа Иудейского, будут скоро принадлежать ему же. Конечно, он сумеет и их соблазнить и загубить. А Христос Спаситель смотрел на мир с великой скорбью. Он скорбел о грехах рода человеческого. Он с любовью помышлял , сколько страждущих сердец ждали от Него света! И Он пламенел любовью к грешному роду человеческому, жаждал умереть за спасение людей. И кто знает, может быть, мысль о том, что скоро настанет конец власти диавола, похищенной им у Бога, что скоро крестом будет сокрушена глава сего змея-искусителя, — может быть, эта мысль озарила радостью Божественное лицо Его. А диавол, не понимая тайны души Его, думал, что это радость миролюбца, что Христос готов был поддаться его искушению.
И вот он спешит воспользоваться этой минутой и говорит Ему: я вижу теперь, что Ты — не Сын Божий. Ты не мог превратить камня в хлеб, Ты отказался положиться на силу Божию, — словом, Ты не хочешь искушать Господа. Я готов помочь Тебе в этом. Смотри, всё, что Ты видишь, все царства мира я отдам Тебе, если поклонишься мне. Вот до какой дерзости дошёл сатана. Он присвоил себе власть над всем миром видимым, власть, которая единому Богу принадлежит. И он требует, чтобы Господь Иисус Христос поклонился ему, как богу. Он хочет, чтобы Христос Спаситель отрёкся от Своего великого дела спасения рода человеческого и из-за почестей, из корысти земной стал послушным ему, сатане, его рабом! В этом последнем искушении диавол соединил всю силу своего адского соблазна. Ведь почести и богатства, которые он предлагал, ведут и к роскоши, к угождению плоти, и к гордости, самомнению, тщеславию. Он предлагал устроить то царство, о котором мечтали Иудеи, устроить без борьбы с грехом, без страданий, немедленно. Это не было бы уже царство Божие, царство небесное, а только земное, человеческое, в котором был бы верховным владыкою не Христос Спаситель, а он — диавол-искуситель. И для Господа нашего, для Его любящего сердца искушение состояло в том, что диавол предложил Ему власть над всем миром так дёшево: только поклониться диаволу, и всё будет Его, зачем страдать и терпеть скорби? Кто из нас, грешных, устоял бы против такого искушения? Враг не искушает нас целыми царствами. Иногда достаточно какой-нибудь грошовой вещи, чтобы мы поклонились ему. Но не знал он, всегубитель, с Кем имел дело теперь, не знал, что пред лицом Сына Божия он хулил Бога Отца. И Господь Иисус Христос не потерпел более такого ужасного богохульства.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Втор. 6:13). Сказал Он всё тем же спокойным, но в то же время и Божественно-властным словом Своим: отойди от Меня прочь, сатана, противник Божий! И подтверждает Своё Божественное повеление словами Писания: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи. Вострепетал диавол от этих слов Господа и поспешил со стыдом удалиться: тогда оставляет Его дьявол, и се, ангелы приступили и служили Ему.
“Доколе продолжалась брань, — замечает святой Златоуст, — Христос не попускал являться ангелам, дабы их появление не отогнало того, кого надлежало уловить. А когда победил его и заставил бежать, тогда явились и ангелы.” Как ангелы служили Господу в пустыне, об этот в Евангелии не сказано. Может быть, они принесли Ему пищу, в которой Он имел нужду, и таким образом чудесно, помимо Его воли, утолили Его голод. Всё это совершилось для тебя, христианин. Поревнуй же и подражай победе Спасителя. Если кто из служителей демона приступит к тебе и, издеваясь над тобою, будет говорить, мол, переставь гору, если ты чудотворец и человек великий, — ты не возмущайся и кротко отвечай, как отвечал Владыка Христос: не искушай Господа Бога твоего. Не одного Владыку так искушал диавол. И против каждого из рабов Его он строит те же оковы не только сам собою, но и через людей, собратий наших. Что же нам делать? Совершенно не верить ему, ненавидеть его и, чем более он обольщает, тем более отвращаться от него. Он ведёт с нами непримиримую брань, и не столько заботимся мы о своём спасении, сколько он — о нашей погибели. Будем отражать его победоносным оружием слова Божия. Сим оружием Сам Началовождь наш, Иисус Христос, одержал благотворную и образцовую для нас победу над начальником зла. И враг, троекратно пронзённый сим мечом духовным, в изнеможении оставил место сражения. Вооружайся и ты, христианин, глаголом Божиим, держи его в памяти и в сердце, и никакое зло не будет для тебя непобедимо. И нас после победы над ним радостно встретят ангелы и оградят на всех путях наших...
Прошло довольно много времени после искушения Господа Иисуса в пустыне. Он приходит в Иерусалим на праздник Пасхи. Недолго пробыл Он там. Он видел, что гордые книжники и фарисеи, а за ними и простые Иудеи менее способны слушать Его Божественное учение, чем простодушные Галилеяне. Приблизительно в это время Ирод-четверовластник заключил своего неподкупного обличителя, Предтечу Господня Иоанна, в темницу. Святой Златоуст замечает, что к этому подстрекнули Ирода Иудейские начальники, потому что святой Предтеча и их обличал беспощадно. Можно было ожидать, что они восстанут и против Христа Спасителя, а потому Господь удалился из Иудеи в Галилею, научая и нас не вдаваться в опасность без особой нужды.
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею, — говорит святой Матфей. Галилея, эта прекрасная страна, лежала между Самарией с юга горами Ливанскими с севера. Мягкий благорастворённый климат, необыкновенное плодородие почвы и роскошная растительность её гор и долин придавали Галилее вид цветущего сада. Во времена Христа в ней было более двух сот городов и селений и до четырёх миллионов жителей. Эту-то страну и избрал Господь наш Иисус Христос для Своего пребывания.
Галилея
Здесь Он большею частью проповедовал, здесь творил чудеса, здесь же из простых рыбарей Галилейских Он благоволил избрать Себе апостолов. Правда, в Галилее было больше невежества в отношении к учению веры, а потому Иудеи смотрели на Галилеян с презрением: из Галилеи пророк не придёт, и из города Галилейского может ли что доброго выйти? — таково было общее мнение Иудеев о Галилеянах. И это мнение обратилось у них даже в поговорку. В Галилее не было таких учёных книжников, какие были в Иерусалиме и Иудее. Но зато Галилеяне не были и так заражены разными предрассудками и ложными представлениями о грядущем Мессии, как природные Иудеи. Правда и то, что они не были совершенно чужды этих предрассудков, но у них эти предрассудки происходили просто от невежества, тогда как у Иудеев они были плодом их фарисейской гордости и самомнения. Вот почему все ученики Господа Иисуса Христа были Им избраны из Галилеян. Вот почему и Сам Он главным образом пребывал в Галилее во время Своего общественного служения спасению рода человеческого. Только временами посещал Он Иудею и Иерусалим, особенно на годовые праздники: Пасху, Кущей и Пятидесятницу.
И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Ис. 9:1-2).
В Назарете жители не приняли Его, и поэтому Он пришёл в Капернаум, небольшой городок на берегах светлого озера или моря Галилейского, в тех местах, которые принадлежали некогда коленам двух сыновей Иакова, Завулона и Неффелима.
Руины города Каперанум
Это был прекраснейший по месторасположению уголок святой Земли. На живописных берегах моря Галилейского цвели и благоухали роскошные сады с апельсиновыми, миндальными и гранатовыми деревьями. Повсюду видны были высокие пальмы, богатые виноградники, смоковницы и маслины. Плоды на деревьях можно было видеть в продолжение целых десяти месяцев в году. Светлой серебристой лентой пробегает по середине озера быстрый Иордан и бежит дальше, на юг, к Мёртвому морю. Такова была местность, куда удалился Господь из родного Ему, но негостеприимного Назарета. Святой Евангелист замечает, что сбылось речённое пророком Исаией, который говорит: земля Завулонова и Нефалимова... Галилея языческая, увидел свет великий... В Галилее, особенно в северной её части, много было язычников. Здесь можно было встретить и диких арабов пустыни, и образованных греков, и промышленных финикиян, сирийцев, и высокомерных римлян. Вот почему эта страна называлась Галилеею языческой. Все эти язычники были погружены во тьму идолопоклонства; они не знали истинного Бога и, как ходящие во тьме не видят, куда идут, так и они, не зная пути заповедей Божиих, находились в глубокой тьме и смерти. Посему-то пророк и называет их сидящими во тьме и тени смертной. Не искали они света истинного, и Сам Свет истинный, просвещающий всякого человека, Сам Христос воссиял им проповедью о покаянии. “В самом деле,— замечает святой Златоуст, — род человеческий пред пришествием Христовым находился в самом бедственном состоянии: люди, объятые тьмой идолопоклонства, не зная, куда идти, уже не ходили, по выражению пророка, а сидели во тьме. Это значит, что они даже и не надеялись освободиться от тьмы.” “Сидели в тени смертной, — говорит Московский святитель Филарет, — то есть во грехе, который называется тенью смерти, потому что смерть разрушает тело, а грех только лишает душу жизни, то есть благодати Божией, но не разрушает её, ибо она бессмертна. И им воссиял Свет, то есть неожиданно для них явился Христос и просветил язычников, которые не ожидали Его так, как ожидали Евреи.”
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Когда умолк глас Вопиющего в пустыне, призывающий к покаянию, и Иоанн был заключён в темницу, Иисус начал проповедовать. Проповедовал Он и прежде, но не в Галилее, а только в Иудее, в Иерусалиме, на праздник Пасхи, и притом не столь усиленно, как с этого времени. Теперь же Он яснее и чаще стал возвещать то же самое, что проповедовал и Его Предтеча, и уже не в пустыне, как это делал Иоанн, а повсюду, где находил слушателей. И в селениях, и в городах, и в синагогах, и в домах, и в поле, и на горе, и на берегу озера, и с лодки — нигде не переставал он учить и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Прежде было на земле царство греха, царство диавола, теперь же настаёт царство Божие, царство небесное. Кто хочет войти в это царство, тот должен оставить все прежние греховные привычки, должен покаяться, перемениться. О Самом Себе Он не говорит ничего, а только продолжает проповедь Крестителя. Пока народ не мог понять, Кто Сам Он, хорошо было и то, если бы приняли уже проповеданное Иоанном. Он как бы удерживал Себя от проповеди и не творил много чудес, пока Иоанн не был заключён в темницу, дабы не произвести, как замечает святой Златоуст, разделения в народе. И однако же Его проповедь отличается от Иоанновой уже и теперь. Он начинает радостным благовестием о небесах и царстве небесном, которое уготовано для слушающих Его. Он ещё не говорит о грядущем суде, как говорил Иоанн, дабы сразу не устрашить сердца слушателей. Гласом милосердия призывает Он грешников к покаянию. Зовёт Он и нас с тобою, читатель мой, зовёт в царство Своё небесное: покайтесь, только покаяние может открыть вам двери в это царство вечное...
В первые же дни Своего пребывания в Капернауме Господь Иисус Христос призвал четырёх апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Нужно было, чтобы они были свидетелями Его жизни, учения и чудес до самого Его вознесения на небо.
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Господь знал, что в это время четыре будущие Его апостола занимаются там рыбною ловлею, и пришёл призвать их к апостольству. Ещё раньше, при первом свидании, Господь назвал Симона Петром. А Андрея, брата его, Церковь наименовала Первозванным. Они были люди бедные, простые, неучёные. Вот из каких людей Господь избирал Себе первых апостолов, да и не похвалится перед Ним мудрый мудростью своею. Господь говорит им: мир со всею его суетою то же, что бурное море, а души человеческие — рыбы в этом море житейском. Мережа или невод, коими апостолы уловляют людей — это святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия в благодатный корабль Христов, то есть в Церковь Божию, которая приводит их в светлое царство небесное. Воистину, счастлив тот, кто уловлён мережою Христовою и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, то есть не уйдёт из Православной Церкви в расколы и ереси. Но не поняли тогда апостолы-рыбари, что значит это обещание Христово сделать их ловцами человеков. Едва ли… И однако же, они ни на минуту не задумались, не остановились даже, чтобы передать кому-нибудь свои рыболовные сети, дабы они без пользы не пропали. Они просто бросили всё и с полной готовностью тотчас же последовали за Иисусом: и они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
Такова сила Божественного слова Иисусова. Но велика была и их вера ко Христу. Хотя Он и призвал их, но не принуждал. Могли и не пойти, и, однако же, пошли, и пошли тотчас же. Вот такого же послушания желает и от нас Христос Спаситель наш: чтобы мы ни на минуту не откладывали того, чего требует Его закон. И как тогда сказал Он апостолам: Идите за Мною, — так и теперь всех призывает Он к Себе: Придите ко Мне все (Мф. 11:28) труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… Если и ты, христианин, услышишь слово Божие или голос твоей собственной совести, призывающий тебя на молитву или на дело доброе, Богу угодное, то ведай, что это Христос невидимо мимоходит и взирает и зовёт тебя. С первыми четырьмя апостолами идёт Господь по берегу далее. Пошли апостолы за Христом. Это значит, что стали неразлучными спутниками, учениками Его и всем сердцем отдались на Его святую волю.
Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
Им не на что было купить новые сети, и потому они чинили старые, изорванные. В такой бедности Иаков и Иоанн питались от праведных трудов своих и, связанные союзом братской любви, не покидали старика-отца и служили ему, как любящие дети. Мать их, благочестивая Саломия, впоследствии сама ходила с другими святыми жёнами вослед Господа и служила Ему, чем могла. Господь Иисус призвал их, конечно, тем же властным словом Своим: Идите за Мною. Он не обещал им даже того, что обещал Симону и Андрею, но и они по примеру своих товарищей по ловле рыбы беспрекословно, без всяких колебаний последовали за Господом. При этом им нужно было расстаться с тем, что дороже рыболовных сетей — оставить отца своего. Но и сила сыновней любви не могла устоять против силы слова Иисусова. Достойно примечания то, что Господь не говорит апостолам: “Оставьте мережи, оставьте корабль и отца своего.” Он говорит: Идите за Мною (Мк. 1:17). Но когда они хотят исполнить Его слово, оказывается, что надо начать именно с оставления и мережей, и отца. Значит, кто желает действительно быть на пути к небу, тому необходимо оставить все земные привязанности, всё, что препятствует ко спасению души. “Вот случай, — замечает Блаженный Феофилакт, — когда нужно оставлять отца, коль он препятствует в добродетели и богоугождении.” Должно веровать, что Отец Небесный за твоё послушание воле Его не только самого тебя приведёт на небо, но и противящегося отца твоего земного может привлечь туда же твоею верою. Итак, послушные гласу Господа новопроизведённые апостолы-рыбари простились со своим озером, с прежним занятием, с отцом и пошли за Господом. Так, можно сказать, рыболовное судно было колыбелью христианства, а его повивальными пеленами — рыболовные сети.
И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. Господь проходил по всем местам области, чтобы творить людям различные благодеяния духовные и телесные. Не ученики собираются к Учителю, как имеющие в Нём нужду, но Учитель ходит повсюду, чтобы собрать учеников. Не больные ищут Врача, дабы получить от Него исцеление, но Врач ищет болящих, дабы подать им исцеление. Воистину, как Сам Он сказал, …Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить… И Он, проходя по Галилее, заходя в синагоги, куда евреи собирались по праздникам молиться, читать и слушать слово Божие. Сонмища, или синагоги, для евреев были почти то же самое, что для нас, православных христиан, церкви Божии. Только жертв не могли они приносить в синагогах: жертвы можно было приносить только в храме Иерусалимском. Христос Спаситель каждую субботу приходил в синагогу, молился там, как всякий благочестивый израильтянин, подавая и нам пример не дома только молиться, но и в церкви Божией, особенно по праздникам, Церковью установленным. И евреи могли видеть, что Он — не враг Закона, что Он охотно исполняет все предписания. Они могли слышать из уст Его, что Он — не противник Моисею, потому что после молитвы Спаситель открыто поучал в синагогах народ. Он возвещал радостную весть, что настало, наконец, давно желанное время, о котором предсказывали Моисей и все пророки, что открывается Царство Божие на земле. Невидимо было это царство Божие, о коем говорил Господь. Никогда Иудеи не слыхали такого учения, какое Он проповедовал. И вот, чтобы уверить их в истине Своего Божественного учения, Он подтверждал слова Свои дивными чудесами, исцеляя всякую застарелую, неизлечимую болезнь, всякую случайную немощь в людях. Быстро пошла молва оновоявленном Пророке-Чудотворце. Слава о Нём прошла по всей той области Римской, которая простиралась от реки Евфрат до моря Средиземного и от Малоазийских областей до пустынной Аравии. И приводили к Нему одержимых злыми духами, которые Божиим попущением овладевают людьми за их нечистую, греховную жизнь, особенно за гордость, нераскаянность во грехах; бесы овладевают такими и мучают их. Приводили к Спасителю и лунатиков, которых бес особенно мучил в полнолуние, которые бродят во сне по крышам домов, лазят, где придётся. Приводили расслабленных, разбитых параличом, лежащих без движения. И Он исцелял всех, исцелял не человеческою силою, не врачебным искусством, а Своею всемогущею Божественною силою: одним прикосновением или даже одним словом Своим. И так много было этих чудесных знамений, что Евангелист Матфей не считает нужным описывать каждое чудо в отдельности, а только кратко упоминает обо всех вообще. Христос разливал вокруг Себя, по выражению святого Златоуста, целое неизречённое море чудес.
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Народ привлекался чудесами Божьего всемогущества, услаждаемого словом Божественного учения Иисуса Христа. Десятиградье — это десять городов, находившихся большей частью за Иорданом, к востоку от моря Галилейского, где особенного много было жителей не из природных евреев, а из язычников. И хотя Господь ходил тогда только по Галилее, народ приходил отовсюду.