Проповедь Предтечи Господня (3:1-12).
Как звезда утренняя перед восхождением солнца, явился Предтеча и громко возвестил пришествие Солнца правды, Христа. В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь! ибо приблизилось Царство Небесное. Святой Матфей повествует о том времени, когда Иисус Христос жил ещё в Назарете. По велению Божию исходит из своего уединения Иоанн Креститель и, громко провозглашая и проповедуя, проходит по всей пустыне Иудейской, лежащей на западе от Мёртвого моря. И водимый Духом Божиим проходит он по всей долине Иорданской от этого, Мёртвого, моря до другого — озера Галилейского. Не пошёл Предтеча Христов по градам и весям земли Иудейской со своею проповедью, как поступали все ветхозаветные пророки, а проповедовал в пустыне: здесь, в виду величественных картин природы, среди строгого безмолвия скал и утёсов гор Иудейских или на цветущих берегах быстрого Иордана собирались к нему отовсюду жаждущие услышать слово о грядущем Мессии.
Здесь меньше всего было места праздному любопытству толпы. Здесь не могли поставить ему столько препятствий гордые книжники и фарисеи. Здесь, на свободе, в родной, с колыбели ему любезной пустыне, которая уже самою дикостью своей, отдалённостью от шума городской суеты располагала к размышлению о грехах, к покаянию громко взывает он и говорит: Покайтесь! Вы обманываетесь в своих мечтах о земном царствии Мессии — Христа, но Он грядёт к вам не за тем, чтобы освободить вашу землю от Римского владычества, а затем, чтобы ваши души освободить от плена греховного. Покайтесь! Перестаньте об этом мечтать, а подумайте лучше о грехах своих, раскайтесь в них, бросьте их навсегда. Смирите своё сердце, очистите его от мерзости греховной, от гордого самомнения, иначе не видеть вам царствия Божия, а это царство — недалеко от вас: ибо Приблизилось Царство Небесное!
О каком же царстве говорит Иудеям Предтеча Христов? Что такое царствие Божие, Царство Небесное? Иудеи, как и все люди времён ветхозаветных, неспособны были понимать духовное учение иначе, как под образом чувственных вещей, поэтому, чтобы говорить им о блаженстве, о спасении души, надлежало говорить им о царстве. Конечно, это то царство, в которое позовёт Иисус Христос праведников на втором Своём пришествии, когда скажет: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Но чтобы войти в это царство славы, необходимо вступить в преддверие его, в царство благодати. Это царство есть святая Церковь Православная, Самим Господом на земле основанная. Будь послушным сыном Церкви Православной и незаметно для тебя самого придёт к тебе царство Божие, внидет благодать Христова в сердце твоё, очистит тебя, обновит, сделает чадом Божиим, и внидешь в живот вечный и получишь царство небесное. Понятно, что для вступления в Церковь Христову необходимо покаяние, которого и требовал Предтеча Христов от своих слушателей. Но не о таком царствии мечтали Иудеи. Они думали, что Христос освободит их от ига Римлян, что с Его пришествием воскреснут все мёртвые, будет суд, причём враги их будут истреблены, а сами Иудеи будут великим народом, которому покорятся все народы земные. Питая такие надежды, они, конечно, не понимали проповеди Иоанна как должно, но хорошо было уже и то, что его проповедь о царстве Божием пробудила в них желание ближе узнать, что им нужно делать, чтобы войти в него.
Эта пустынная проповедь Иоанна невольно напоминала Иудеям древнее пророчество о Предтече Христовом, ибо, как объясняет Евангелист, ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; (Исии 40:3), то есть приготовьте путь для грядущего Господа. Пророк говорит о возвращении Иудеев из плена Вавилонского: Сам Бог, как Царь, ведёт народ Свой в родную его землю. Впереди народа спешит вестник, повелевающий приготовить всё нужное, уравнять и исправить пути. Но это возвращение Иудеев из плена было только прообразом к возвращению Христом всего рода человеческого из плена греха, проклятия и смерти. А тот вестник — только прообраз Предтечи Христова, Иоанна. Уготовьте пути, как бы говорит Иоанн, будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Евангелия, правыми сделайте стези, то есть понимайте закон ветхозаветный не по букве его, которая убивает, а по духу, внутреннему духовному смыслу, который животворит. Господь близок, — Он стоит при дверях сердца вашего, будьте же готовы встретить Его!
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд. Иоанн, напоминавший своими речами пророка Исаию, в то же время своею грубою одеждой и суровой постнической жизнью живо напоминал другого древнего великого пророка — Илию. Как Назорей от утробы матери, он вовсе не стриг своих волос. Его строгое, загорелое, истощённое постом лицо, его пламенный взгляд, его одежда из верблюжьего, длинного, толстого и колючего волоса — вся наружность его невольно заставляла слушателя внимать ему. Пояс, который носил Иоанн, был таким же, какой носил Илия. Пояс вообще означает готовность к трудам, а пояс кожаный знаменует ещё и умерщвление плоти. Акриды — это особый род саранчи, которую теперь употребляют в пищу арабы, а, вероятнее, как объясняют святой Афанасий Великий и святой Исидор Пелусиот, — это верхушки особой пустынной травы, которою впоследствии по примеру своего учителя, Предтечи Господня, питался и святой Апостол Иоанн Богослов, как пишет о том Климент Александрийский. Диким же мёдом был мёд пустынных пчёл, весьма горький и противный на вкус. А о жилище Господень Предтеча заботился ещё менее, чем об одежде. Проповедь покаяния из уст такого проповедника должна была невольно увлекать слушателей. Его слово было подобно молоту, разбивавшему самое ожесточённое сердце; подобно пламени, проникавшему в самые сокровенные помыслы. И вот, далеко пошла молва, что в Иудейской пустыне явился человек, подобный древним великим пророкам.
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Евангелист говорит, что к Иоанну шли и жители Иерусалима, и многие из жителей земли Иудейской, и областей, лежавших по то и другую сторону священной реки Иордан. Отовсюду по галилейским и иудейским дорогам потянулись большие караваны туда, где проповедовал Иоанн. Можно было видеть в этих толпах и знатных, и незнатных, и старых, и малых, и богатых, и убогих, и учёных, и неучёных, и благочестивых, и неверующих ни во что. “Видишь, — говорит святой Златоуст, — как сильно подействовало явление Пророка, как заставило весь народ встрепенуться, как привело его в чувство сознания грехов своих. И подлинно, чудное было для Иудеев зрелище, когда Иоанн говорил с таким дерзновением, обличал всех, как детей, блистал особенною благодатью на лице своём!”
Для чувственного Иудея недостаточно было проповеди о покаянии на словах. Нужно было запечатлеть эту проповедь каким-нибудь наружным знаком, дабы он помнил, что дал твёрдое обещание бросить прежние грехи, веровать во грядущего Христа, принять Его учение всем сердцем и теперь же, немедленно, переменить свою жизнь к лучшему. Для сего-то Иоанн и установил крещение. Как же совершал крещение Предтеча Христов? Он не возливал воду на голову крещаемого, как пишут неправославные живописцы, для этого ему не нужно было бы много воды, а Евангелист Иоанн прямо говорит, что Предтеча Господень только там совершал крещение, где было много воды. Да и самое слово крестить значит “погружать”, а не “окроплять.” Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедовал свои грехи, а потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал во грядущего Мессию-Христа и выводил его на берег, где крещённый молился. (Сравни рассказ о крещении евнуха Апостолом Филиппом, Деян. 8:38). Искреннее признание своих грехов есть потребность кающегося сердца; отраднее душе, когда облегчишь свою совесть раскаянием, легче отстать от греховной привычки, если искренне откроешь эту язву сердечную пред отцом духовным или даже пере любящим другом. Знал эту потребность сердца Предтеча Христов и требовал от крещаемых исповеди. Правда, его крещение не доставляло крещаемому благодати Святого Духа, ибо он не имел права прощать грехи, потому что тогда ещё не пострадал Господь наш на кресте за греха рода человеческого. Но эта исповедь пред таким святым мужем смиряла душу грешника, приближала её к Богу и делала способною к принятию благодати от Самого Христа. Вот почему святой Кирилл Иерусалимский говорит, что крещение Иоанново так же приводило к крещению Христову, как Закон Моисеев приготовлял людей к Евангелию Христову. Каждый, кто крестился от Иоанна, самым погружением в воду показывал, что он, подобно телесному омовению, обязуется постоянно очищать душу свою от нечистоты душевной. В крещении Иоанновом, по словам блаженного Августина, люди не возрождались духовно, а только приготовлялись для Господа, в Котором едином получаем мы возрождение. На эту разность указывает сам Предтеча: Я крещу вас в воде в покаяние…, Он будет крестить вас Духом Святым и огнём, то есть благодатью Святого Духа в таинствах Церкви.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехидны!* кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить себе: “отец у нас Авраам,” — ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. *(Ехидна самая ядовитая змея, ужеленный почти тотчас умирает. Она служит образом хитрости, злобы и лукавства). Общее стремление народа к Иоанну было так велико, что даже гордые фарисеи и саддукеи приходили к нему на Иордан. Это были две секты того времени, самые многочисленные и богатые. Фарисеи отличались строгим соблюдением разных обрядов, не только написанных в Законе Моисеевом, но и выдуманных ими же самими под именем разных преданий. Ради этих преданий они перетолковали даже самый Закон. Гордые, сварливые и честолюбивые они, однако же, везде старались выставить на вид своё мнимое благочестие, считали себя праведниками, а на простой народ смотрели с гордым презрением. Своим лицемерием и наружной набожностью эти святоши умели обманывать простой народ. Само слово фарисей значит “отдалённый, святой.” Саддукеи, напротив, не хотели знать никаких преданий, не веровали в ни в будущую жизнь, ни в воскресение. Говорили, что не, ни Ангелов, ни диаволов, что душа человека умирает вместе с телом, и что на том свете нет ни наград, ни наказаний. Своё название они получили от раввина (учёного) Садока, который умер за 260 лет до Рождества Христова. Конечно, сердца таких людей не были способны к покаянию. Фарисею казалось, что ему не в чем каяться, что он уже довольно свят, чтобы удостоиться царства Мессии. Саддукей смеялся в душе и над святостью фарисея, и над духовностью учения Иоаннова. Он думал, что если он происходит от Авраама, то непременно получит участие и в царстве Мессии. Приходили они к Иоанну только для того, чтобы показать народу свою ревность ко спасению, а, может быть, им хотелось уловить в чём-нибудь незаконном Предтечу Христова, выведать его намерения: ведь чем более народ стремился к Иоанну, тем более они сами падали во мнении народа. Но Иоанн видел их тайные помышления, — Бог открыл ему это. Мог ли он смотреть на это равнодушно? И он восстал против них с обличением, грозил им гневом Божиим, требовал немедленного покаяния. Строгие обличения древнего пророка Исаии слышались в словах его:
Непотребные дети гнусных отцов! Вы на словах отравляете народ своими соблазнами, вы угрызаете и убиваете даже святых ядом своих клевет! Как это случилось, что вы, будучи детьми таких злых отцов, начали раскаиваться? Откуда такая перемена? Думаете ли вы, что избежите страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душою не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь? Нет, этого не достаточно. Мало даже бросить только грех, надо ещё показать и добродетель. Сказано: не только уклоняйся от зла, но и сотвори благо. Оставьте своё лицемерие и притворство. Живите, как подобает человеку покаявшемуся, творите дела любви. Иоанн совершал крещение народа в Вифаваре, а это было место перехода Израильтян через Иордан при Иисусе Навине. Блаженный Иероним говорит, что камни, положенные на дне реки священной в память чудесного перехода через неё, видны были ещё в его времена. На сии-то камни указывая, великий проповедник покаяния грозно продолжал свою обличительную речь перед фарисеями: Не думайте надеяться на то, что вы происходите от Авраама, что если вы погибните, то святой патриарх останется бездетным. И без вас найдутся достойные участники в царстве Мессии, ибо говорю вам, что Бог из этих самых камней, на которых вы стоите в реке этой, может воздвигнуть таких чад, которые будут подражать его вере и добродетелям и с ним удостоятся царства небесного. И от камней Бог может дать ему, Аврааму, детей так же, как дал ему младенца от бесплодной матери. А вы всё же погибнете, если не принесёте искреннего покаяния. Поспешите же раскаяться, теперь самое лучшее время для покаяния, не упускайте же его. Иначе погибель нераскаянных близка: уже и секира при корне дерева лежит, то есть суд Христов близок! Не только ветви будут отсечены , но и самый корень посечётся, ивсякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Уже не пророк, не раб, а Сам Господь всяческих судить идёт, и в руках у Него — страшное и ужасное наказание. Пока ещё не поздно, пока ещё секира только лежит при корне, не коснулась его, ещё можно покаяться. Спешите же, иначе ведайте, что всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь. Будь ты хоть потомком Авраама, имей своими сродниками многочисленных патриархов, но если сам ты не принесёшь плода, то понесёшь достойное наказание. “Какая высота духа! — замечает святой Златоуст. — Как сильно и смело говорит он к людям, которые всегда жаждали крови пророков, к людям, которые ничем не лучше змей! С какою свободою он обличает и их самих, и родивших их!” Они воображали, что Иоанн будет подобен трости, колеблемой ветром, и на самом деле он представлял собою непоколебимый дуб. И они не могли заставить себя исповедовать грехи свои Предтече и уходили от него, не приняв крещение.
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым.
Между тем народ, потрясённый страхом грядущего суда Божия, выражал желание избавиться от всех угрожающих бед. И вот Иоанн указывает им на то, что для полного внутреннего обновления и возрождения необходима помощь Духа Божия, и начинает говорить народу о Христе Спасителе. Моё крещение недостаточно, оно только приводит к покаянию, но не обновляет души. Но между мною, человеком, и Им, Идущим за мною Богочеловеком, не может быть никакого сравнения. Я недостоин быть у Него самым последним рабом. (На Востоке носили сандалии, которые снимались при входе в дом. Слуги развязывали и снимали их, потом надевали, это было делом самых последних рабов). И вот Он изольёт на вас преизобильно все дары животворящего Духа Своего. Подобно огню, Его благодать проникает всё существо человека, очищает его от всякой греховной скверны и воспламеняет любовью к Богу и ближнему. А тех, кто воспротивится действию Его Благодати, Он погубит огнём вечным в геенне огненной, потому что Он есть не только Спаситель, Но и Судия грозный. Весь мир то же, что гумно. И добро, и зло — всё тогда будет раздроблено. Как полновластный Господин Собственного гумна, как Бог всемогущий, Он отвеет плевелы от пшеницы, отделит праведных от грешников, и соберёт праведников, как пшеницу, в Свою житницу, то есть в Своё Царство. А грешников, как солому, сожжёт. Замечательно, с какой силою изображает святой Иоанн могущество Христово. Его слова напоминают пророчество Исаии: Его владычество — на раменах Его. Его могущество Ему принадлежит, и Предтеча говори, что Грядущий за ним очистит не Божие, а Своё гумно. И пшеницу соберёт не Божию, а Свою. Следовательно, Он есть Бог всемогущий. Он очистит гумно, следовательно, будет проникать в самую глубину сердец человеческих, иначе как возможно правосудное различение?
“Где те, кои не верят геенне? — говорит святой Златоуст. — Вот Иоанн приписывает два действия Иисусу Христу: крестить Духом Святым и предать неверующих огню. Итак, если должно верить первому, то и последнему необходимо верить. Не думайте, что для спасения довольно одного крещения, даже и Христова. Если будем жить после крещения нечестиво, то будем ввержены в геенну.” Не будь же лёгким плевелом или соломою. Не поддавайся всякому ветру греховных пожеланий. Будь тяжёлой пшеницей на гумне Божием, стой против всякого искушения. Такие-то рабы Божии и составляют пшеницу Христову. Когда император Траян осудил святого Игнатия Богоносца на съедение львам, то святой священномученик писал Римским христианам: “О, если бы я сподобился зверей, для меня приготовленных! Я — пшеница Божия и должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым.” “Не будем же беспечны, — поучает святой Златоуст. — Пока мы находимся на гумне, мы ещё можем из плевел обратиться в пшеницу. Для того и нет ещё суда, чтобы многие от лукавства обратились к добродетели. Итак, убоимся, слушая слово Предтечи об огне, — сей огонь неугасаем. Ты спросишь, как он может быть неугасаемым? Но не видишь ли ты солнце, всегда горящее и никогда неугасающее. Не видишь ли купину Моисееву, также горящую и неугасаемую?” Да избавит нас милосердный Господь молитвами Предтечи Своего от сего огня, который горит вечно и не угасает, жжёт и не сжигает, не истребляет...
Крещение Господне (3:13-17).Сделавшись нашего ради спасения истинным Человеком, Христос Спаситель наш прошёл и все возрасты человеческие, от нежного детского возраста до совершеннолетия мужеского. Он смиренно подчинил Себя законам человеческим и во всей точности исполнял все требования закона Моисеева. “Никто, — говорит святой Златоуст, — не скажет теперь, будто Он потому отменил обрядовый закон, что не мог исполнить его. Нет, Он не преступил ни одной его заповеди.” Закон еврейский не допускал до служения священнического и до народного учительства ранее тридцатилетнего возраста, поэтому и Господь Иисус тридцать лет провёл в безвестном тогда Назарете в смиренных трудах древодела, ожидая предназначенного Ему времени, чтобы явить Себя миру, чтобы выйти на подвиг искупления рода человеческого. В Синаксаре на крещение Господне читаем:
“Крестился Иисус Христос тридцати лет, в таком возрасте, который у людей легко склоняется ко всякому греху. Ибо, как первый возраст, младенчески, по словам святых Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумение, второй, юношеский, разжигается вожделением плотским; так тридцатилетний возраст совершенного мужа порабощён корыстолюбию, тщеславию, гневу и всяким грехам. До сего возраста отложил Господь крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, освятив тем всё наше естество и подавая силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных.”
И вот когда исполнилось Иисусу Христу тридцать лет, когда Иоанн Креститель своею проповедью уже достаточно открыл народу Иудейскому, Кто будет Христос, Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Тогда приходит, наконец, и Сам Он, столь давно ожидаемый людьми, обетованный Мессия — Иисус из Галилеи. Галилея была той областью, где Израильтяне жили в смешении с язычниками и потому были в презрении у Иудеев, не ожидающих оттуда и обыкновенного пророка. К тому же приходит Он из города Назарета, малоизвестного, незначительного, не пользовавшегося у Иудеев добротою и славой. Приходит на Иордан к Иоанну в смиренном виде, как простой древодел, как один из смертных сынов Адамовых, чтобы креститься от Иоанна. Поистине, дивно смирение нашего Господа Спасителя! “С рабами Господь, — говорит святой Златоуст, — с виновными Судия идёт креститься! Безгрешный, конечно, не имел нужды в крещении покаяния. Но в этом-то и смирении Его, и сияет особенно высота Его. Чему удивляться, что принял крещение Тот, Который благоволит родиться, как человек, Который принял задушение и крест? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел сделаться Человеком. Всё же прочее было уже следствием сего." “Какая кротость и смирение Господа, — говорит святой Григорий Нисский, — какое снисхождение! Небесный Царь приходит к Иоанну, Своему Предтече, не будучи окружён воинством ангельским, но приступает к нему, как бы простой человек. В числе пленников обретается Искупитель их и Судия, к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, Который ради заблудшей овцы снисшёл с неба и между тем не оставил небес. С плевелами смешалась небесная Пшеница, произросшая без человеческого семени.”
Для чего же крестился чистейший и святейший святых Господь наш Иисус Христос? На сей вопрос Он Сам благоволил ответить Иоанну: …ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Какую же правду? Правду Закона, предписаниям которого Он подчинил Себя столь строго, что открыто взывал Своим врагам: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” (Ин. 8:46) — кто обвинит Меня в каком-либо нарушении Закона? А закон требовал очищения водою и для жертвы, и для приносящего жертву священника. Иисус Христос стал наряду со всем грешниками и смиренно готовился принести Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте. И вот сей Архиерей Вечный, Он же и жертва — Агнец Божий, взимая на Себя грехи мира, омывается от Иоанна, сына священника Захарии, в струях Иорданских. По закону Моисееву, нужно было обратиться к постороннему лицу, чтобы получить очищение, но кто, кроме праведного Сына Захариина, мог быть более достоин совершить подобное служение для воплотившегося Сына Божия? И не для того ли, чтобы приготовиться к такому великому делу, к такой великой чести, Предтеча Господень с самых юных лет удалён был в пустыню, чтобы сохранить свою невинность и чистоту от заразы грешного мира? Так Иисус Христос исполняет Закон и в то же время, погружением Своего пречистого тела в воде освящает водное естество, дарует водам благодатную силу, без которой воды крещения нашего никак бы не были способны очищать грехи человеческие, и Своим Божественным примером устанавливает и освящает новозаветное таинство крещения. В крещении Господа Спасителя нашего впервые торжественно появилась Его божественная любовь к падшему человечеству. Восприяв на Себя грехи всего рода человеческого, Он снизошёл до очищения человеческого. В Своём лице Он представляет всё человечество, которое Он предочищает в водах Иорданских и тем самым отверзает небо для земли и являет неведомую дотоль тайну Пресвятой Троицы. Как на Тайной Вечере Он совершил и ветхозаветную Пасху и установил взамен оной новозаветное таинство причащения, так и в Своём крещении, исполнив ветхозаветный обряд, Он положил начало новозаветному таинству. В Своём крещении Он потопил грех праотца Адама. Итак, Он приходит на Иордан к Иоанну для крещения.
Иоанн был сродником Господа, но с самой ранней юности он жил в пустынном уединении и потому не знал лично своего Божественного Сродника. “Я не знал Его,” (Ин. 1:31-33) — дважды повторяет он сам. Но тот, кто ещё во чреве матери радостно взыгрался, приветствуя приближение Господа, мог ли он пророческим духом своим не ощутить, что Господь Иисус Христос — не простой человек, а Сам обетованный Мессия! И, действительно, по таинственному внушению Духа Божия он узнаёт, что перед ним лицом к лицу стоит Тот Самый Христос, о Котором он только что беседовал с народом; стоит, как простой человек и просит крещения, как смиренный грешник. Благоговейный трепет объял святую душу Предтечи Христова. Пред ним стоял Господь и Бог его, Владыка вселенной, истинный Свет, просвещающий весь мир, святейший святых Освятитель наш, могущественный Судия мира — словом, Тот Самый Мессия, ради Которого он взыгрался в утробе матери. И вот грозный обличитель неправды людской, не боявшийся говорить правду в глаза гордым первосвященникам и самому царю Ироду, теперь смирился, яко младенец, пред лицом смирившегося даже до рабского образа Сына Божия. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Да и как бы осмелился он, раб, возложить руку на Владыку?! Как будет он крестить крещением покаяния Того, Кто Сам пришёл искупить от греха, проклятия и смерти род человеческий?! Да и что подумает о Нём народ, если он решится крестить Его? Не будет ли считать Владыку ниже раба? Прекрасно изображают боговдохновенные толкователи слова Божия, святые Отцы Григорий Неокессарийский, Феофилакт и Златоуст, как душевное состояние Предтечи Христова в эти минуты, так и ответ Господа Иисуса. По их изображению, из уст Предтечи Христова невольно исходит слово глубокого смирения перед величием пришедшего к нему Христа. И он, принимавший исповедь у других, теперь сам смиренно стал исповедоваться пред Господом: Я — человек и только причастник Твоей благодати, а Ты — Бог и вместе с тем Человек. Я — один из грешников, а Ты — единый Безгрешный. Я — сын Адамов, на мне лежит грех его, я имею нужду в очищении от этой скверны, а Ты чист от неё. Я крещу водою, а Ты крестишь Духом Святым. И для чего же Ты приходишь ко мне, что Ты делаешь, Господи? Для чего наравне с рабами от раба Твоего просишь того, что свойственно только рабам? Для чего желаешь Ты получить то, в чём не имеешь нужды? Ведь мне бы надо креститься от Тебя, поскольку меньшее благословляется от большего и сильнейшего, а не наоборот. Светильник возжигается от солнца, а не солнце воспламеняется от светильника. Тварь обновляется Творцом, а не Творец управляется тварью. Итак, крести, если благоугодно Тебе, Господи, крести меня — Крестителя! Возроди того, которого Ты произвёл на свет! Простри державную Твою десницу и Твоим прикосновением венчай мою главу, дабы я велегласно благовествовал грешникам, взывая к ним: Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира (Ин. 1:29).
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. В этом ответе Спасителя слышится и величие Сына Божия, и смирение Сына Человеческого. Отложи пока своё человеческое мышление, делай то, что тебе повелено, и Я буду делать то, что Мне должно. Научись желать то, что желаю Я, и не углубляйся чрезмерно в испытание того, что Я хочу сделать. Оставь теперь, не проповедуй ещё о Моём Божестве, не возвещай ещё Моего Царства. Позволь диаволу приступить ко Мне так же, как он приступает к простому человеку. Позволь ему сразиться со Мною, дабы он получил себе должную язву. Таинственно и сокровенно то, что нынче Я делаю. Оставь теперь. Сейчас время не прославления Моего, а уничижения, ибо так надлежит, так нужно нам исполнить всякую правду, исполнить закон и волю Божию. Первый Адам не исполнил одной заповеди, и за него осужден весь человеческий род. Я — новый Адам — и должен исполнить не только все заповеди Божии, но и законы человеческие с сими заповедями согласные и так спасти людей. Оставь теперь, не всегда так будет, Иоанн, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь теперь видеть. Ты увидишь, как все силы неба, земли и ада преклонятся предо Мною. Всё это ты увидишь, а пока ожидай сего. Теперь же Я должен принять от тебя крещение, как принял некогда обрезание. Бог, Отец Мой, послал тебя крестить людей. Я стал человеком и потому должен принять крещение от тебя. Если мытари и грешники прославляют Бога, принимая от тебя крещение, то Я не должен ли сделать то же самое? А если не сделаю, то не уподоблюсь ли Я фарисеям и книжника, которые, не приняв от тебя крещения, отвергли совет Божий о своём спасении? Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Я — Законодатель и Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить закон и тогда уже сообщать благодать. Мне должно положить конец ветхому завету и потому же проповедовать новый, начертать его на сердцах человеческих, скрепить Моею кровью и запечатлеть Моим Духом. Мне должно взойти на крести и на нём пригвоздиться, чтобы Моими страданиями уврачевать страдания других. Мне должно низойти в самую глубину преисподней ради мертвецов, содержащихся там. Мне должно трёхдневною смертью Моей плоти истребить и уничтожить долговременное владычество смерти. Мне должно взойти с плотью туда, где Я пребываю по Божеству. Мне должно привести к Отцу Адама. Мне должно ныне креститься сим крещением и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы. Возложи же на Меня ныне, Креститель, свою десницу. Погрузи Меня ныне в струи Иорданские подобно тому, как Родившая повила Меня младенческими пеленами. Прикоснись к Моей главе, пред которой благоговеют и которой поклоняются Серафимы. И Креститель не препятствует более исполнению Божественной правды.
Тогда Иоанн допускает Его. С благоговением взирал Иоанн, как Иисус Христос снимал с Себя одежды, подобно всем грешникам. Он сам ввёл Его в воду, возложил на Него трепещущую руку и немедленно погрузил Его в воды Иорданские. Произнёс ли Креститель при этом какое-либо слово? Вероятнее, ничего. Где взять слов для совершения крещения над Сыном Божиим? Тут было время не говорить, а благоговеть и поучаться. — Безгрешному нечего было исповедовать, и потому Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды… и, возведши очи Свои к небу, стал молиться Отцу Своему Небесному, чтобы Он благословил начало Его служения спасению рода человеческого, чтобы через Его безгрешное омовение распространилось очищение на всё грешное человечество. В эти-то минуты, по разумению святых Отцов, Искупителем мира были произнесены пред Отцом Небесным те молитвенные слова, которые некогда открыты были вдохновенному пророку Давиду: Вот иду исполнить волю Твою, Боже! (Пс. 39:7-9). И вот ещё не окончил Он этой смиренной молитвы, как молитва была услышана и на неё последовал ответ небесного Отца возлюбленному Сыну: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. Свод неба над главою Его представился раскрытым, на подобии того, как это бывает во время сильного, продолжительного блеска молнии из облаков, и как Сам Иисус, так и Иоанн увидел Духа Божия, который, в виде голубя спускался на Спасителя. Предтеча называет Христа Спасителя Агнцем Божиим потому, что Он, кроткий и смиренный сердцем, яко Агнец незлобивый, отведён был после на распятие. И Дух Святой сходит на Него в виде голубя потому, что эта чистая птица всегда служила образом чистоты и невинности, незлобия и кротости. Голубь возвестил некогда праотцу Ною о прекращении потопа; и теперь Дух Святой возвещает о разрешении грехов. Голубица Ноева была прообразом Духа Божия, сошедшего на Христа в виде голубином. Но разве не обитал Дух Божий на Иисусе Христе с самого зачатия Его во чреве Девы-Матери? По Божеству Своему Сын Божий неразлучен с Отцом и Духом и по человечеству всегда был преисполнен Духа Божия. Для чего же Дух Святой сходит на Него теперь видимым образом? А для того, чтобы исполнилось обетование, данное Иоанну: …на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего в Нём, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин. 1:33). Для того, чтобы в Иисусе познали люди Сына Божия, Спасителя мира. Для того, чтобы в самом начале нового завета тайна Пресвятой Троицы, издревле сокровенная, явилась и явственно открылась видению и слуху человеческому.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Сей есть Мой возлюбленный Сын Единородный, прежде век от Меня рождённый и Мне собезначальный! “Через Которого всё сотворено,” равный Мне в силе, власти и славе! Сей есть Сын Мой, в Котором всё Моё благоволение, вся полнота Моей любви, через Которого изливается Моя любовь на всех людей! Так свидетельствовал Бог Отец о Единородном Сыне Своём. Так торжественно объявил он не только Иоанну, но и всем, кто уверует во Христа, что Сей Крещаемый Иисус есть воистину Мессия, Христос — Спаситель мира. А чтобы не подумали, что этот глас относится к Иоанну, Дух Святой Своим сошествием, как перстом, указал присутствующим, что слово Сей означает не Иоанн, а Иисус. Почему же, скажут, Иудеи всё-таки не уверовали в Иисуса Христа? “По жестокосердию своему, — отвечает святой Златоуст. — И при Моисее было много чудес, но народ после голосов, труб и молний слил себе тельца. Так и те же самые, которые были при крещении, видели после воскресения Лазаря; однако ж не уверовали. Если они, видев собственными глазами воскресение мёртвых, настолько были злы, то чему дивиться, если они не поверили гласу, нисшедшему свыше. Когда душа находится в бесчувственности, развращении и зависти, тогда она не убеждается никаким чудом.” С этого дня Господь Иисус Христос вступил в служение спасению рода человеческого. С сего времени и Иоанн проповедует уже не о грядущем, а о пришедшем Мессии. До крещения Господа Иисуса слава Его, как Христа Спасителя, была сокровенна от людей. Теперь, при крещении Он как бы торжественно поставлен был по человечеству Своему Духом Святым на служение спасительное, перед целым миром помазан и объявлен Царём, Первосвященником и Пророком, почему и называется ОнХристом, ведь слово Христос и значит — Помазанник.
Брат, христианин! Что было над Спасителем, то же самое и над тобою повторяется. И при твоём крещении небо отверзается, и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой. И тебя Бог призывает тогда к горнему отечеству. Во святом крещении Дух Святой делает нас не ангелами или архангелами, а возлюбленными сынами Божиими. Итак, живи достойно сего высокого звания. Иначе ты будешь наказан за грехи свои не просто, как человек, но как сын Божий.