О том, как вера меняет судьбу человека, на реальных примерах рассказывает настоятель Воскресенского собора, протоиерей Феодор Проскурин
Каждый день мы планомерно идем к поставленным целям, кирпичик за кирпичиком выстраиваем свою жизнь. Что из выбранных приоритетов поможет сделать нашу жизнь лучше, ярче, наполнить ее смыслом, а что, наоборот, толкает в бездну противоречий. В чем смысл нашей жизни и что необходимо ставить во главу угла? Об этом наши корреспонденты говорили с благочинным Семипалатинского церковного округа, настоятелем Воскресенского собора, протоиереем Феодором Проскуриным. Беседа началась с непростых примеров…
- В наш храм часто приходят люди, которые страдают наркоманией, алкоголизмом, спрашивают, как жить дальше, как избавиться от недуга. Советуешь, разговариваешь, и первое, что поражает – у человека нет смысла жизни, - отмечает протоиерей Феодор Проскурин. - Даешь такому человеку рекомендации отца Иоанна Кронштадтского от пьянства. Он рекомендовал людям, страдающим от алкоголизма, утром встать, открыть Евангелие, прочитать одну главу, совершить три поклона перед иконой (например, Спасителя), сказать: «Господи, помоги мне этот день прожить в трезвости» и выпить стакан святой воды. Это нетрудно, но в этот день у человека не будет тяги к спиртному. Таким образом нужно поступать ежедневно, пока не исчезнет желание выпивать. Когда это советуешь, и человек через некоторое время приходит в храм, спрашиваешь:
- Ты так делаешь?
- Нет.
- А почему?
- Нет интереса к жизни. Я не хочу жить.
Когда углубляешься в жизненные обстоятельства, выясняется, что у человека нет интереса жить. Это самая страшная трагедия, когда теряется ориентир в душе человека, то, для чего он живет.
Мы говорим и учим, что семья – это маленькая ячейка, из которых состоит все государство, как клетка организма. Если эта клетка будет здоровой, то и государство будет здоровое, если эта клетка больна – одна, десятая, сотая, если это превратится в эпидемию – то может возникнуть угроза для всего государства. А для того, чтобы эта клеточка была сама здорова, необходимо, чтобы родители - основатели семьи - были духовно здоровы. Духовное здоровье закладывается с самых основ жизни человека. Родители имеют жизненный ориентир и он передается детям. Но ориентиры бывают разные. Например, живет человек и говорит: «Никакой вечной жизни нет, Бога нет – я живу так, как я хочу». И эти убеждения он передает своему потомству. А другой человек говорит, что есть Бог и есть жизнь вечная, к какой бы он религии ни принадлежал. И как только он говорит, что вечная жизнь есть – его духовный ориентир меняется коренным образом. Человек, который верит в высший разум, начинает по-другому относиться и к семье, и к детям, воспитывает их по-другому, ценности обретает другие. И мы знаем из опыта, что семьи верующих людей, к какой бы религии они ни принадлежали, всегда имеют этот стержень, основу, на которой все построено. Они знают, что эта жизнь является временной, осмысленной, что над нами есть Некто, кто за нами наблюдает и мы должны не огорчать его своими действиями, поступками, неправильной жизнью. Ребенок, выросший в такой семье, будет иметь жизненный ориентир. Если он верующий человек, приходит в храм, читает духовную литературу – ему прививается иммунитет к неприятию зла. Если человек живет в семье, в которой отрицается вечная жизнь, когда он считает, что все дозволено, главенствующим является принцип «я живу, как хочу», он в жизни сталкивается с проблемами, часто для него неразрешимыми. У всех случаются беды. Для верующего человека они решаются проще. Он может помолиться, почитать духовную литературу, посмотреть, что там написано для аналогичного случая. Для человека, ничего не признающего, беда - целая пропасть. Когда он не справляется с трудностями, он может пойти по наклонной плоскости вниз, превратиться в бомжа, пьяницу, стать наркоманом, и потом уже выпутаться из более сложной ситуации ему еще труднее. Поэтому людям, которые приходят в храм, в проповеди мы говорим, что они счастливые, потому что они имеют цель своей будущей жизни, ориентир, знают, что можно делать, а чего нельзя. Выполняя свой жизненный долг, они оберегают себя от многих бед и проблем. Поэтому обретение духовного ориентира очень важно, без этого жизнь становится пустой.
Многовековой опыт жизни подтверждает этот принцип. Когда случилась Октябрьская революция, миллионы людей были уничтожены, брошены в концлагеря. Там оказались как верующие люди, так и интеллигенция, ничего не признающая. Те, кто имел веру – там выживали. Находясь в неимоверно трудных условиях, они были спокойны, уверенны, знали, что в этом есть какой-то смысл Божий для них, и молились. Бог им помогал, и они своим оптимизмом заражали окружающих и помогали им выходить из трудных ситуаций. А если у узников была только начитанность, например, у русской интеллигенции, то грамотные, образованные люди, хорошо знающие классические произведения, сталкиваясь в лагерях с жестокостью, бесчеловечным отношением к людям, быстро скисали, не боролись за свою жизнь. Приводится пример, когда в концлагерь привезли очередную партию узников, среди них был старенький профессор. И когда он увидел, какие там жестокие условия – он упал и умер от разрыва сердца. Почему? Потому что у человека стержня жизни как такового не было, была схема, построенная на интеллигентности, воспитанности, а самого главного не было. Когда нет смысла жизни – это очень пагубно сказывается в старости. Например, гражданин не признавал бытие Бога, он для него был отвлеченным понятием: может, нет, а, может, и есть. И смысл своей жизни он видел в достижении каких-то земных целей, например, в карьере. Он стал заслуженным врачом, или архитектором, или учителем. Всегда был на виду, а затем состарился, окружающих стало меньше, он остался один, уже нет былой востребованности. Как показывает опыт, в такой период люди становятся раздражительными, грубыми с окружающими, срывают зло на родных и близких, выискивают врагов. И обратный опыт. Когда люди приходят в храм, молятся, с годами они становятся добрее, светлее, читают духовные книги, готовятся к важнейшему событию в своей жизни – к встрече с Богом. Такие мысли накладывают свой отпечаток, поэтому старость их становится тиха, спокойна, уравновешена. Вроде бы небольшое дело – верует человек в Бога или нет, а как сильно это отражается на нашей жизни.
Еще в школе мы проходим произведение «Как закалялась сталь» Островского, - продолжает протоиерей Феодор Проскурин. - Нас заставляли учить слова Павла Корчагина, когда он говорит, что жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. А перед кем мучительно больно, если никого над нами нет? Кто даст характеристику, хорошо я прожил или нет? Для верующего человека ответ один – перед Богом. Потому что мы учим и говорим, что вся наша жизнь, как на кинопленке, остается с нами. Все, что мы когда-то совершили хорошего или плохого. И когда ты уйдешь из этого мира, тебе покажут этот сериал, начиная с семилетнего возраста и до последних дней. Вот тогда тебе и станет мучительно больно, когда ты увидишь, что драгоценное время, потраченное на то, чтобы себя сделать лучше, чище, чтобы помогать другим, ты потратил на что-то другое.
В чем секрет семейного счастья?
Это касается в первую очередь семейных отношений, ведь зачастую человек считает, что нужно спасать все человечество, помогать обществу, а все начинается с семьи. Для окружающих людей мы можем казаться добрыми, внимательными, а, приходя домой, сбрасываем эту личину и можем быть грубыми по отношению к жене, мужу или детям. Казалось бы, устав от работы, человек должен в семье встречать мир, спокойствие, помогать друг другу, а он свои негативные эмоции изливает на самых родных. Это бывает оттого, что у человека нет веры. И если человек знает священное писание, он знает и слова Христа, что человек должен оказывать любовь к своим ближним. А ближним кто для нас является? Семья, дети. Оттого, как мы относимся к ним, и будет зависеть наше духовное развитие. Очень часто происходит распад семьи, когда молодые люди поженились, родили ребенка, разошлись. Он заводит себе любовницу, или жена находит спутника. «Я разочаровался в тебе», говорят супруги на прощание и хвастаются, что нашли кого-то лучше. Красивых людей очень много, каждый красив по-своему, это не значит, что нужно влюбляться в каждого. Причина кроется в том, что нет ответственности перед своей семьей. Есть эгоизм, а эгоизм возникает тогда, когда человек старается жить для себя, считает, что все в этой жизни должно вращаться вокруг него. Христианство в свою очередь учит, что мы должны помогать людям, а не привлекать всеобщее внимание всеми доступными силами.
Главный пример этой идеи – Христос пришел к нам, чтобы спасти нас, а не мы к нему пришли. Это должно стать примером и в семейной жизни. Когда муж живет для жены, жена живет для мужа, а дети живут для родителей – только тогда возникает единство. И в этом единстве есть счастье и гармония семейной жизни. Часто бывает так: отгремела свадьба, отзвучали поздравления, молодые подсчитали подаренные деньги и происходит так, что уже на основе этих денег случается разлад семьи, постоянные ссоры. На основе бытовых проблем или упреков происходят скандалы.
Мы говорим: нельзя в семейной жизни никого упрекать, потому что мы все имеем недостатки. Ссоры возникают от нашего эгоизма: «Я хочу, чтобы было так и этого требую!». А когда есть христианская любовь, желание помогать – все складывается иначе.
Казалось бы, небольшое дело, есть вера в Бога или нет, но именно она, становясь смыслом жизни, кардинально меняет судьбы людей. Многих проблем или конфликтов, часто возникающих на работе или дома, можно было бы попросту избежать, зная, как поступить. И именно к просвещению, улучшению таких качеств нужно стремиться, а не увязать с каждым днем в повседневных проблемах.
Есть и другая сторона медали
Получая веру, некоторые люди не стараются искоренить эгоизм, считая себя эталоном. Они пускаются в постоянные нравоучения, критикуют близких за безверие, начинают хуже к ним относиться, считая себя основой семьи. Стоит ли проявлять подобное поведение?
- Никогда нельзя подобного делать. Мы не должны кого-то учить. Подобные нравоучения не верны. Нас может учить только священное писание, церковь, творения святых отцов. Можно рекомендовать, советовать, но не забывать, что все люди разные. Как только начинаются подобные нравоучения – это залог будущих скандалов. К сожалению, в семьях это довольно часто бывает.
Человек, получивший веру, должен учить своим примером, своей жизнью, а не теми начальными знаниями, которые он приобрел и возгордился.
Естественно, свой жизненный путь мы выбираем сами. Но главное - не забывать о важности духовной жизни и меньше внимания уделять повседневным проблемам, которым мы, чаще всего, отдаем слишком много времени и сил, разрушая свою жизнь.
Беседовала: Виктория ДОНКОВЦЕВА
Источник: ARNAPRESS