Противостоять натиску окружающей среды
Почему человек приходит в Церковь, отходит от нее, возвращается – тайна, с возрастом практически не связанная. Другое дело, что в подростковом возрасте всё может быть обостреннее, принимать какие-то крайние формы. Но это не значит, что мы не должны ничего предпринимать.
Да, вопрос, как удержать детей в храме – сложен. Ведь удержать – это еще и помочь противостоять натиску окружающей среды, сильнейшему натиску соблазнов, развращению, которые изливаются на каждого из нас.
Задача взрослых – этому натиску противопоставить другой «натиск», позитивный. Дети должны находиться в такой среде, которая помогает им выстоять перед лавиной искушений, которую несет внешний мир. Выстоять в одиночку можно, но очень трудно.
При чем тут государство?
Бывает, что из хороших приходов и прекрасных церковных семей дети покидают Церковь. Искушения настолько привлекательны, доступны, обманчивы мнимой безнаказанностью, что душа человека порой не выдерживает. Тем более человека молодого, ведь юный возраст более восприимчив к соблазну. Нужно очень серьезное внутреннее усилие, колоссальное противодействие, чтобы не поддаться этому натиску.
Помогать решать этот вопрос Церкви и семье должно государство. Если оно реально заботится о своем народе, то должно создавать благоприятную духовную атмосферу в стране, чтобы у подростков не было поводов бороться против чего-либо вредного для души.
Псевдолиберальный подход опасен для благополучия страны. Подход, который разрешает всё, на самом деле вовсе не всё разрешает, а только то, что кому-то выгодно, и ради чего запросто можно пренебречь пользой остальных.
Что делать семье?
В семье сильнее всего действует родительский пример. Родители должны быть и верующими, и церковными людьми, их вера должна быть осознанной и активной. В семье должна царить дружная, доброжелательная, мирная, одухотворенная атмосфера. Все члены семьи должны стараться возрастать в духовном плане, культурном, интеллектуальном, профессиональном.
Своим примером родители смогут воспитывать чувство ответственности у детей. Если ребенок учится, он должен учиться хорошо. Если он чем-то занимается, значит, он должен уметь доводить дело до конца. И нужно помочь ему найти занятие, которое приносило бы ему удовлетворение, было бы полезным и наполняло бы его жизнь положительным содержанием.
Важно для каждого найти то, что может помочь вытеснить лукавый дух века сего, который зовет человека ко греху, соблазняя его мнимыми сладостями жизни. Грех-то, конечно, сладок, да вот плод его горек. В отличие от учения. Корень учения горек, потому что нужно много работать и повторять одно и то же, прежде чем ты научишься, но зато плод его сладок.
Возможности прихода
Я стараюсь поддерживать контакты с родителями и с подростками. Стараюсь обратить их внимание на то хорошее, что дает духовная жизнь, сориентировать на позитивный подход к жизни. Тут на помощь приходят приходские занятия.
Кто-то, у кого есть музыкальные способности, поет в хоре. Мы ставим спектакли силами прихожан, в том числе детей и подростков, на большие праздники – на Рождество, на Пасху. У нас есть курсы колокольного звона, где молодые прихожане и прихожанки осваивают этот замечательный вид искусства. Есть у нас библейские курсы, где занимаются и взрослые, и подростки. Прихожане семьями объединяются для совместного летнего отдыха.
То есть у ребят складывается круг общения в храме, им интересно, и тогда есть надежда, что они не уйдут от главного.
Протоиерей Александр Ильяшенко
Портал «Православие и мир»