ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


ПОИСК ПО САЙТУ


О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Канон на Рождество

(В русском переводе)

На всенощной под Рождество Христово поются два канона, которые принадлежат знаменитым песнописцам 8-го века: св. Косьме Маюмскому и св. Иоанну Дамаскину. Оба канона, насыщенные возвышенными и глубокими мыслями, живыми изображениями и величественными оборотами речи, вполне соответствуют торжеству праздника.

В каноне св. Козьмы господствует мысль, что Христос, вочеловечившись, пребывает, как и был, Богом. Проникнутый этим событием, писатель канона с восторгом и благоговением прославляет сошедшего на землю Богочеловека, приписывая Ему имена, свойства и действия, которые усвоены Ему древними Пророками. Вдохновенный писатель возбуждает и других к радости и достойной встрече новорожденного Царя славы, начиная канон словами св. Григория Богослова: "Христос раждается, славите." (из проповеди св. Григория Богослова Рождество), и в конце канона повторяя слова св. Златоуста: "Таинство странное вижу и преславное." Святой Иоанн Дамаскин в своем каноне изображает те спасительные действия, которые произошли для рода человеческого от явления Сына Божия во плоти, ясно раскрытые в Новозаветных книгах. Мы приведем здесь в русском переводе только канон Косьмы Маюмского. 

"Каноны" всегда имеют девять "песней," но 2-я песнь существует только в великопостных канонах.

Песнь 1-я

Ирмос: Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Пой Господу вся земля, и с весельем воспойте люди: ибо Он прославился.

Человек, сотворенный по образу Божию, растлел вследствие преступления, всецело подвергся порче и лишился высшей Божественной жизни. Но его восстанавливает мудрый Создатель, ибо Он прославился.

Творец, видя гибель человека, созданного Его руками, приклонив небеса, сходит и принимает все существо его, воистину воплотившись от божественной чистой Девы, ибо Он прославился.

Будучи мудростью, Словом, силой, Сыном и сиянием Отца, Христос Бог, тайно от всех сил, сколько их ни есть выше мира и на земле, вочеловечившись, обновил нас, ибо Он прославился.

Песнь 3-я

Ирмос: Сыну Христу Богу, нетленно рожденному от Отца прежде веков и в последние времена бессеменно воплотившемуся от Девы, будем восклицать: Возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи.

Бренный Адам, причастный высшего дыхания жизни, и по обольщению жены подвергшийся тлению, видя Христа от Жены, восклицает: Ради меня уподобившийся мне, свят Ты, Господи.

Христе, ставший сообразным нашему бренному составу и с воспринятой уничиженной плотью соединивший Божественное естество, ставший человеком и пребывший Богом, и возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи.

Веселись Вифлеем, царственный город среди городов Иудеи: ибо воцарился над всеми Христос, явно из тебя происшедший и возвысивший достоинство наше, пасущий Израиля с плеч Херувимских.

Песнь 4-я

Ирмос: Жезл от корня Иессеева и цвет от него, Христос! Ты пророс от Девы, Препрославленный. Воплотившись от безмужной, Ты пришел, Невещественный и Боже, как с горы, осененной чащей: слава силе твоей, Господи (Ис. 11:1, Авв. 3:3).

Христе, Которого в древности Иаков преднарек надеждой народов, Ты воссиял от племени Иудова и пришел ниспровергнуть могущество Дамаска и хищничество Самарии, заменяя заблуждение богоугодной верой. Слава силе твоей, Господи (Быт. 49:10, Ис. 8:4).

Ты, Владыка, воссияв, как звезда от Иакова, исполнил радости мудрых наблюдателей звезд и учеников древнего прорицателя Валаама, приведенных к Тебе, как начаток язычников, и явно принял их. Слава силе Твоей, Господи (Чис. 24:17).

Ты сошел, Христе, в Девическое чрево, как дождь на руно и как капли росы, капающие на землю; Ефиопия и Фарсис, Аравийские острова и Сава, владеющие всей землей мидийцев, припали к тебе, Спаситель. Слава силе твоей, Господи (Суд. 6:37).

Песнь 5-я

Ирмос: Будучи Богом мира и Отцом милосердия, Ты послал нам Ангела Великого Совета, подающего мир; посему мы, ночью пробудившись и быв приведены к свету боговедения, славословим Тебя, Человеколюбче (Ис. 9:6).

Ты, Христе, подчинившись Кесареву повелению вписаться в число подданных, освободил нас, рабов врага и греха; обнищав же во всем ради нас, посредством сего самого единения и общения Ты обоготворил бренного человека.

Вот Дева, как в древности предсказано, зачав во чреве, родила Бога вочеловечившегося и пребывает Девой. Через Нее примирившись с Богом, мы грешные, с верою воспеваем Ее, как истинную Богородицу.

Песнь 6-я

Ирмос: Иону, как младенца из чрева, морской зверь извергнул, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и приняв плоть, прошло, сохранив Ее нетленной; ибо, Само не подвергшись тлению, Оно сохранило и Матерь нетленной.

Во плоти пришел наш Христос Бог, Которого Отец родил из чрева прежде денницы ("денница" - утренняя звезда или заря; поэтическое указание на вечность Мессии, см. Пс. 109-й. Правящий пречистыми силами полагается в яслях скота и повивается пеленами, но раздирает многозапутанные узы прегрешений.

Из Адамова естества рожден Сын, юный Отрок, и дан верным. Он - Отец и начальник будущего века, и называется Ангелом Великого Совета (Троицы. Он - Бог крепкий, содержащий все творение в Своей власти (Ис. 9:6).

Песнь 7-я

Ирмос: Отроки, вместе воспитанные в благочестии, презревши нечестивое повеление, не устрашились угрозы огнем. Но стоя среди пламени пели: Благословен Ты, Боже отцов (Дан. 3 гл.).

Пастухи, играющие на свирели, удостоились чудного явления света; ибо слава Господня озарила их, и Ангел восклицал: Воспойте, ибо родился Христос, Бог отцов благословенный.

Внезапно, после слов Ангела, небесные воинства стали восклицать: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. Христос воссиял Бог отцов, благословенный.

"Что значит это слово? - говорили пастыри, - пойдем, посмотрим на случившееся, на божественного Христа." Придя же в Вифлеем, поклонились Ему вместе с Родившей, воспевая: Боже отцов, Ты благословен.

Песнь 8-я

Ирмос: Росоносная (росо-носная - орошающая). Огонь вавилонской печи, куда были брошены три отрока, вместо того, чтобы опалять, прохлаждал их, (см. Дан. 3:50) печь явила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет принятых ею юношей, как и огонь Божества - утробу Девы, в Которую сошел. Посему воспевая воскликнем: Все творение да благословит Господа и превозносит во все века.

Дочь вавилонская влечет к себе из Сиона плененных отроков Давидовых, а сама посылает с дарами своих сынов, волхвов, поклониться Дочери Давидовой, принявшей в себя Бога. Посему, воспевая, воскликнем: Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века.

Плачевные песни заставили детей Сиона отложить музыкальные инструменты, ибо они не могли ликовать в чужой стране. Но воссиявший в Вифлееме Христос рассеивает всякое обольщение и музыкальное благозвучие Вавилона. Посему, воспевая, воскликнем: Все творение да благословит Господа и превозносит во все века (Пс. 136).

Вавилон овладел добычей и богатством плененного царства сионского. Христос же путеводною звездой привлекает в Сион его сокровища и царей-звездочетов. Посему, воспевая, воскликнем: Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века (4 Царств 24 гл.).

Песнь 9-я

Ирмос: Вижу необычайное и дивное таинство: пещеру - небом, Деву - престолом Херувимским; ясли - вместилищем, в котором возлежит невместимый Христос Бог, Которого, воспевая, величаем.

Волхвы, видя выдающееся течение новой, необыкновенной звезды, озаряющей небеса, убедились, что для нашего спасения родился Христос Царь в земле Вифлеемской.

Когда волхвы говорили: Где новорожденное Дитя - Царь, о Котором звезда свидетельствует? Ибо мы пришли поклониться Ему. Тогда Ирод богоборец пришел в яростное смятение, замышляя убить Христа.

Выведал Ирод время появления звезды, под руководством которой волхвы в Вифлееме поклонялись с дарами Христу. Ею же направляемые в свое отечество, они оставили осмеянным лютого детоубийцу.


Итак, Рождественские гимны напоминают молящимся, как в эту памятную ночь всякое творение поспешило принести Царю-Спасителю свои дары: небо - звезду, земля - вертеп, пустыня - ясли, Ангелы - пение, пастухи -- поклон, волхвы - подарки. Поэтому и нам следует приходить к Нему не с "пустыми руками," но принести Ему то, что ценнее всего, - наше чистое, верующее сердце. Ведь, "для того высокий Бог явился на земле, чтобы нас на небеса вознести!" 

СКОРО ПРАЗДНИК

30 октября - память Священномученику Александру, архиепископу Семипалатинскому, служившему в нашем соборе

+++++++++++

4 ноября - ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени … ...дальше 

Молитва и Акафист, читаемые пред иконой Божией Матери "Казанская" 


+ ВИДЕО акафист

+++++++++++++


21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных


В этот день прославляются архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, а также все Небесное ангельское воинство

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда, и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31)  ...дальше

Престольный праздник Воскресенского собора и храма в пос. Шульбинск

Расписание богослужений

ОСНОВНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ в НОЯБРЕ