ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


ПОИСК ПО САЙТУ


ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Статистика

счетчик посещенийраз смотрели эту страницу с 17 мая 2017 года

Богослужение на Рождество Христово


После Пасхи Рождество Христово является самым радостным праздником, который справедливо можно назвать "Зимней Пасхой."

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом, который начинается 28-го ноября по н. ст., в день памяти ап. Филиппа (отсюда "Филиппов" пост). Канун (навечерие). Рождества Христова православные христиане проводят в строгом посте. По уставу в этот день полагается вкушать сочиво (обваренную пшеницу с медом). Поэтому этот день называется "Сочельником."

В навечерие Рождества Христова совершаются "царские часы." Это богослужение отличается от обыкновенных "часов" тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику "паремии" (Избранные чтения из Библии, преимущественно из Ветхого Завета). Кроме того читается Апостол и Евангелие.

Потом совершается Литургия Св. Василия Великого с Вечернею. На этой вечерне поются стихиры на "Господи воззвах", в которых, с одной стороны, изображается внутреннее значение воплощения Сына Божия, благодаря чему разрушилась распря между Богом и людьми; огненный меч ангела, пресекавший вход в рай, обратился назад, и мы снова получили доступ в рай. С другой стороны, изображается внешняя картина Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властью римского императора Августа.

В шести паремиях содержатся следующие мысли: в 1-й паремии (Быт. 1 гл. 1-13) говорится о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. 24 гл. 2-9; 17-18). о пророческом значении звезды от Иакова и рождении Мессии, Которому покорятся все люди. В 3-й паремии (Михея 4 гл. 6-7; 2-4 и 5 гл. 2-4). о рождении Христа в Вифлееме; в 4-й - (Исаии 11 гл. 1-10). о прозябшем Жезле из корня Иессея, (т.е. о Мессии). и о том, что на Нем пребудет Дух Божий; в 5-й паремии (пр. Варуха 3:36-38; 4:1-4) - о явлении на землю Бога и о жизни Его среди людей; в 6-й паремии (Дан. 2:31-36, 44-45). о восстановлении Богом Небесного Царства. По окончании Литургии священники пред иконою праздника, поставленной среди Церкви, славят Христа пением тропаря и кондака праздника.

Вечером, накануне Рождества Христова, совершается торжественная Всенощная, которая начинается Великим повечерием с торжественным пением стихов: "С нами Бог" (содержащих пророчество о рождении Мессии, см. Исаия 7:14, 8:8-15 и 9:6-7). В стихирах на литии высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и людей, радующихся сошествию Бога на землю и о последовавшей затем духовно-нравственной перемене в людях. В "Стихирах на стиховне" (песни в конце вечерни высказывается мысль о том, что совершилось преславное чудо: "Слово рождается нетленно от Девы и не отлучается от Отца." После "Ныне отпущаеши" поется следующий тропарь

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсия мирови светъ разума: въ Немъ бо звездамъ служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе видети съ высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя Востоком с высоты. Господи, слава Тебе

Перед чтением шестопсалмия в начале Утрени церковный хор как бы сливается с хором небесным и поет: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение."

В "Каноне" (часть богослужения после Евангелия). высказывается мысль, что родившийся от Девы есть не простой человек, а Бог, явившийся во плоти на землю для спасения людей, как о нем было предсказано в Ветхом Завете. Иисус Христос в каноне называется Благодетелем, примирившим нас с Богом; Отцом, освободившим нас от власти диавола и спасшим нас от греха, проклятия и смерти (смотри ниже Канон Утрени). После шестой песни Канона и малой ектеньи поется следующий

Кондак

Дева днесь Пресущественнаго раждаетъ, и земля вертепъ Неприступному приноситъ: Ангели с пастырьми славословятъ, волсви же со звездою путешествуютъ, насъ бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Богъ

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего Существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Предвечный Бог.

На самый праздник Рождества, в начале Литургии, вместо псалмов "Благослови" и "Хвали," поются особые атнифоны. В прокимне перед Апостолом высказывается мысль о поклонении Иисусу Христу всей твари, - "Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний." В Апостольскомчтении проводится мысль, что через воплощение Иисуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий, чрез Иисуса Христа" (Гал. 4:4-7).

В Евангельском чтение повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу (Мт. 2:1-12). Вместо "Достойно есть" поется следующий "Задостойник."

Задостойник

Любити убо намъ, яко безбедное страхомъ удобне молчание, любовию же Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение даждь

Из опасения (как бы не оскорбить Деву Марию). нам лучше бы хранить молчание, что безопаснее; ибо по любви к Тебе, Дево, составлять песни, искусно сложенные, не легко. Но Ты Сама, Матерь, дай нам и уменье по нашему усердию.


СКОРО ПРАЗДНИК



7 - 18 ЯНВАРЯ



СВЯТКИ








(пост в среду и пятницу отменяется)





А ночь Рождества длится, длится… Разошедшиеся из церквей отошли на отдых,  а по миру ходит благодать Божественного Младенца. И вступает Он туда, где готовы принять Его, входит в дом тех христиан, которые рассказали своим детям, что ночью придет посетить их Младенец Христос, входит в кельи подвижников, стоящих на молитве, и дает им живую весть о Себе, стучится в те сердца, которые еще не узнали Его или знали и забыли, и старается всех привлечь к Себе…




ПРИЧАСТИЕ В СПЛОШНЫЕ НЕДЕЛИ


_______________

Про СВЯТКИ  и Святочные гадания


(все о празднике Рождества Христова смотрите здесь)




_____________

14 ЯНВАРЯ


Русская Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня.  Христиане придают ему особое значение, и видят в этом празднике сразу несколько важных для себя смыслов... дальше

В этот же день - 14 января 


- совершается память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

___________


15 января 


день одного из любимейших в народе русских святых – преподобного Серафима Саровского

_____________

18 ЯНВАРЯ - КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК  (строгий пост)

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. .. дальше


_______________


19 ЯНВАРЯ - КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ


Совсем недавно мы молитвенно встречали радостный и спасительный праздник Рождества Христова. Мы торжественно воспоминали, как по неизреченной любви к людям пришел на землю Сын Божий, принял на Себя плоть человеческую. Мы ходили в Вифлеем и воспринимали Христа простым и доверчивым сердцем вифлеемских пастухов, которым Ангелы Божии возвестили о пришествии в мир Христа. Мы воспринимали Его и мудростью трех восточных волхвов, которых истинное знание и глубокая мудрость привели к пещере Богомладенца.  А потом тридцать лет мы ничего не знали о Христе. Знали только то, что Пресвятой Богородице со св. Иосифом пришлось бежать в Египет, укрываясь от Ирода и спасая маленького Младенца Христа.  Потом святое семейство жило в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Иисус  ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа... дальше (подборка к празднику Крещение Господне и все о святой Крещенской воде)



______________


ОСНОВНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ в ЯНВАРЕ