ГОТОВИМСЯ К БОГОСЛУЖЕНИЮ: «ХРИСТОС ЯВИСЯ, ВСЮ ТВАРЬ ХОТЯ ОБНОВИТИ»
Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…».
Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и обретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает».
Главными песнопениями предпразднства являются тропарь и кондак, они наиболее часто звучат в продолжении богослужебного круга: на вечерне, утрене и Литургии. Давайте попробуем вникнуть в смысл этих красивых и древних песнопений.
ТРОПАРЬ ПРЕДПРАЗДНСТВА, глас 4:
Гото́вися, Заву́лоне,/ и красу́йся, Неффали́ме,/ Иорда́не реко́, ста́ни,/ подыми́, взыгра́я, крести́тися гряду́ща Влады́ку./ Весели́ся, Ада́ме с прама́терию,/ не кры́йта себе́, я́коже в раи́ пре́жде,/ и́бо, на́ги ви́дев вы, яви́ся,/ да облече́т в пе́рвую оде́жду:// Христо́с яви́ся, всю тварь хотя обнови́ти.
Перевод:
Готовься, Завулон, и красуйся, Неффалим,
Иордан-река, остановись!
Прими, ликуя, идущего креститься Владыку.
Веселитесь, Адам с праматерью,
не скрывайтесь, как в раю прежде,
ибо, увидев вас нагими, Он явился,
чтобы облечь в первозданную одежду.
Христос явился, всё творение хотя обновить.
Гото́вися, Заву́лоне,/ и красу́йся, Неффали́ме…
Завулон и Неффалим – это имена родоначальников 2-х колен Израилевых, которые проживали в северной части Палестины. Земля, которая была населена этими коленами, известна под именем Галилеи, в ней обитало немало язычников, но она же известна как место просветительного служения Иисуса Христа. Спаситель поселился в одном из ее приморских городов и отсюда вместе с Апостолами, которых избрал тоже из Галилеян, совершал Свои путешествия по этой земле и заиорданской области.
…Иорда́не реко́, ста́ни, подыми́, взыгра́я, крести́тися гряду́ща Влады́ку…
При Крещении Христовом воды Иордана остановились, как на это указывает псалмопевец Давид: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс.113:3) Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить Христа, пришедшего в мир спасти род человеческий.
…Весели́ся, Ада́ме с прама́терию,/ не кры́йта себе́, я́коже в раи́ пре́жде…
Наши праотцы призываются к радости и веселию. Мы знаем, что до грехопадения Адам и Ева были нагими и не стыдились этого: «И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася.» Перевод: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.»(Быт. 2:25) Некоторые толкователи объясняют это тем, что их покрывала благодать Божия как светлая одежда, поэтому они не замечали своей наготы. Но сразу после грехопадения Ум Адама и Евы ниспал от созерцания Бога к плотским помышлениям, и они, увидев себя нагими, устыдились и скрылись от лица Бога: «И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази беша … и скрыстася Адамъ же и жена его от лица Господа Бога посреде древа райскаго» («И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, … и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт.3:7-8))
Теперь же гимнограф призывает их более не скрываться, а наипаче радоваться, ибо:
…и́бо, на́ги ви́дев вы, яви́ся,/ да облече́т в пе́рвую оде́жду:…
Т.е. Тот, кто видел прародителей нагими (и нагими не столько физически, сколько духовно, как потерявшими Божию благодать) явился на земле как Богочеловек, подобный нам, принял Крещение, не нуждаясь в очищении от грехов, чтобы совершить возрождение всего человечества и облечь Адама и Еву в первую одежду нетления: «Спасти бо приидох Адама первозданного».
Заканчивается же тропарь предпразднства указанием на одну из главных целей Крещения Христова:
Христо́с яви́ся…
Главная цель Крещения поясняется в Евангелии от Иоанна: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. … И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1:31-34 ).
От Самого Бога Отца Иоанн, а через него и весь Израиль, получили свидетельство, что Иисус Христос есть Сын Божий. Именно поэтому праздник Крещения мы называем Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — нисшествием на Иисуса Христа в виде голубя.
…всю тварь хотя обнови́ти.
И явился Господь для обновления не только падшего человека, но и всей природы, всего творения, которое через грехопадение Адама причастилась тлению, как об этом свидетельствует апостол Павел: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;» (Рим. 8:20-22)
Кондак предпразднства более краток, чем тропарь и обращен непосредственно к моменту крещения:
КОНДАК ПРЕДПРАЗДНСТВА, глас 4:
Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.
Перевод
Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь / Иоанну возглашает: / "Не бойся крестить Меня, / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!"
В кондаке выражается недоумение Иоанна Крестителя, что Иисус просил его крестить Себя. Евангелист Матфей повествует о том, что Иоанн сначала возбранял Иисусу Христу креститься от него, считая себя недостойным: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Крещение Иоанново было крещением покаяния и очищения от грехов, поэтому Иоанн находил его ненужным для безгрешного Иисуса, но сам желал принять крещение от Господа. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», т. е. все предписания закона. Господь Иисус Христос должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений.
Песнопения предпразднства изображают чувства Крестителя Господня Иоанна во время крещения Иисуса многогранно, как, например, в следующей стихире стиховне на вечерне:
СТИХИРА, глас 8:
Сый Огнь нестерпимый, брению и сену мне сущу, Христе мой, что святую Твою преклоняеши главу, еяже Архангельская трепещут множества? – рече Иоанн ко Творцу, егда креститися прииде. Велико Твое есть, Благоутробне Жизнодавче, нисшествие.
В этой стихире Иоанн Креститель обращается к Господу Иисусу, называя Его, преклоняющего свою честную Главу для крещения, «Огнь нестерпимый». Себя же Креститель Господень уничижено называет «бернием», т.е. пылью, прахом и «сеном». Перед Господом трепещут множество архангелов, как же Иоанну сподобиться крестить Его? «Нисшествие» – снисхождение Невидимого и Непостижимого Бога к нам в человеческой плоти действительно было велико, оно было совершено по исключительному «благоутробию», т.е. милосердию Божию.
---
Сайт Вааламского монастыря