Канон Богоявления
Св. Козьмы Маюмского
Песнь 1-я
Ирмос: Могучий на войне Господь открыл дно морской глубины, и по суше повел народ Свой, покрыв в ней противников, ибо Он прославился (Исх. 14-15 гл.).
На каноне - ирмосы поются, тропари же читаются. Между тропарями канона говорится: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе."
Царь веков, Господь, струями Иордана обновляет растленного Адама и сокрушает там главы гнездящихся змей, ибо Он прославился (Псл. 73:13-14).
Господь, воплотившийся от Девы, облекши невещественный огонь Божества в вещественную плоть, омывается водами Иордана, ибо Он прославился.
Господь, смывающий нечистоту людей, во Иордане очищается ради них, которым Он благоволил уподобиться; пребывая тем, чем был, Он просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился.
Песнь 3-я
Ирмос: Господь, дающий крепость царям нашим и возвышающий достоинство помазанников Своих, рождается от Девы и приходит для крещения. Мы, верные, будем восклицать Ему: нет столь святого, как Бог наш.
Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне Христова Церковь. Ибо водой и Духом у тебя родились сыны, с верой взывающие: нет столь святого, как Бог наш.
Предтеча громким голосом восклицает в пустыне: приготовьте пути Христу и исправьте стези для Бога нашего, с верой взывая: нет столь святого, как Бог наш (Ис. 40:3, Мт. 3:3).
Песнь 4-я
Ирмос: Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (пророка Иоанна); когда Ты, свидетельствуя о Твоем Сыне, возгремел над многими водами (Иордана). Тогда пророк, исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты - Христос, Божия премудрость и сила (Псл. 28:3, 1 Кор. 1:24).
Видел ли кто, - восклицает проповедник, - чтобы очищали солнце светлое по естеству? Как же я омою водами Тебя, сияние Славы и образ присносущного Отца? И как я, трава, прикоснусь к огню Твоего Божества? Ибо Ты - Христос, Божия премудрость и сила (Евр. 1:3).
Моисей, приблизившись к Тебе, явил священное благоговение, которым был охвачен: когда он уразумел, что Ты говоришь из купины, тотчас закрыл лицо. Как же я открыто воззрю на Тебя, или возложу на Тебя руку? Ибо Ты - Христос, Божия премудрость и сила (Исх. 3:6).
Имея разумную душу и будучи почтен даром слова, я стыжусь вещей неодушевленных. Потому что, если крещу Тебя, осудят меня гора, дымящаяся огнем, море, расступившееся на двое, и этот Иордан, обратившийся назад. Ибо Ты - Христос, Божия премудрость и сила (Исх. 19:18, Ис. Нав. 3:16, Псл. 113:34).
Песнь 5-я
Ирмос: Иисус, Начальник жизни, идет разрешить осуждение первозданного Адама, и, как Бог, не имея нужды в очищении, ради падшего очищается в Иордане, где убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.
Когда бесчисленное множество людей стеклось креститься от Иоанна, он стал среди них и возгласил предстоящим: кто внушил вам, непокорные, уклоняться от наступающего гнева? Принесите Христу достойные плоды; ибо, являясь ныне, Он дарует мир (Мт. 3:7, Иоан. 1:26).
Земледелец-Создатель, став посреди, как один из всех, испытует сердца; и, взяв в руки веятельную лопату, премудро очищает всемирное гумно, сожигая бесплодность, а плодоносным даруя вечную жизнь (Мт. 3:11-12).
Песнь 6-я
Ирмос: Голос Слова, светильник Света, заря и Предтеча Солнца восклицает в пустыне всем людям: покайтесь и заблаговременно очиститесь; ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от тления.
Христос, родившись нетленно от Бога и Отца, без скверны воплощается от Девы. И, как Предтеча учит, невозможно разрешить ремень Его обуви - сочетание Слова с нашим естеством. Он избавляет земнородных от заблуждения (Лук. 3:16).
Христос крестит губительным огнем противящихся и не признающих Его Богом, но Духом, посредством воды, благодатно обновляет исповедующих Божество Его, избавляя их от грехов.
Песнь 7-я
Ирмос: Шумный ветер с росой и сошедший Ангел Божий сохранили невредимыми благочестивых юношей, брошенных в огненную печь. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностью пели: благословен Ты, преславный Господи и Боже отцов.
Как на небе, с трепетом и удивлением предстояли Ангельские силы у Иордана, созерцая непостижимое схождение Бога: Как Он, держащий в своей власти состав небесных вод, с плотью стоял в водах, Бог отцов наших (Быт. 1:7, Ис. 6:2-4).
Облако и море, в которых законодатель Моисей крестил некогда странствующий народ, прообразовали чудо божественного крещения. Море было образом воды, а облако - Духа, Которыми, освящаясь, мы взываем: благословен Ты, Господи Боже, во веки (1 Кор. 10:1-2).
Все мы, верные, богословствуя о Том, от Кого получили освящение, будем неумолкаемо с Ангелами прославлять Отца, Сына и Святого Духа; ибо сие - Троица Лиц, единосущная, ибо один Бог, Которому и воспеваем: благословен Ты, Господи Боже, во веки.
Песнь 8-я
Ирмос: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, в котором Иордан имел принять в струи свои невещественный огонь и объять крещающегося плотью Творца, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.
Оставь всякий страх, - сказал Искупитель Предтече, - и, повинуясь, приступи ко Мне, ибо Я благ по существу; покорись Моему велению и крести Меня, сошедшего, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.
Креститель, услышав слова Владыки, с трепетом простер руку, но коснувшись верха главы Создателя своего, воззвал к Крещаемому: освяти меня! Ибо Ты - Бог мой, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.
На Иордане Троица явилась: Ибо высший в Божестве Отец возгласил: Сей крещаемый есть Сын Мой возлюбленный; и Дух почил на равном Себе, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.
Песнь 9-я
Ирмос: Никакой язык не в силах восхвалить Тебя достойно, и даже небесный ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица. Но, как благая, прими нашу веру: Ты знаешь нашу любовь, согретую Богом. Ибо Ты - предстательница христиан. Тебя мы величаем.
Приди своим духом, Давид, к просвещаемым и пой: приступите ныне к Богу и просветитесь верой. Падший Адам, этот нищий, воззвал, и пришедший Господь услышал его. Он обновил растленного в струях Иорданских (Псл. 33:6-7, Еф. 2:4-5).
"Измойтесь и очиститесь," - говорит Исаия, "перестаньте делать зло пред Господом. Жаждущие же, идите к воде живой." Ибо Христос окропляет животворной водой прибегающих к Нему с верой и крестит Духом в жизнь нестареющую (Ис. 1:16 и 55:1; Иез. 36:25. Иоан. 4:14).
Хранит нас, верных, благодать и печать крещения! Ибо как в древности евреи избавились от гибели, когда их пороги были помазаны кровью, так и для нас эта божественная баня возрождения сделается избавлением, и так мы узрим незаходящий свет Троицы (Исх. 12:7-13, Тит. 3:5).