Начало индикта - ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ
Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новы год в январе, причём, дважды. Но, оказывается, тот январский Новый год - петровское новшество, а сегодняшняя дата (14 сентября) имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения служится 14 сентября.
Так вот, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным индиктом. Так что же это такое?
Царь веков, Господь Бог наш, ещё в Ветхом Завете повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, "говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень" (Лев.23:39).
*Седьмой месяц - т.е. в сентябрь, так как считается от марта - первого месяца от сотворения мира.
По какой же причине установлено это празднование?
В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.
В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх.34:29).
В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх.35).
В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых "Не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа".
В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.
В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3Цар.8).
В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: "Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши" (Лев.23:32).
С этого месяца начинали счет годам, особый для каждых пятидесяти лет. Как народ израильский вступил в обетованную землю, Господь повелел особенно праздновать каждый пятидесятый год; и не только самим участвовать в этом праздновании, но и слугам, и скоту; даже самую землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое, не распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни виноградных, ни садовых плодов: все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам.
Об этом так написано в книгах Моисеевых (Лев.25:9-11; Исх.23:11).
В этот пятидесятый год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человек особенно следил за собой, как бы не прогневать Господа каким-либо грехом, как бы не опечалить своего ближнего. То был год всепрощения и очищения от грехов.
Этот пятидесятилетний круг, по повелению же Господню, разделялся на семь годовых седмин, (т.е. семь раз по семи лет) и каждый седьмой год назывался субботою или покоем.
Об этом Господь через Моисея дал такое повеление: "шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай... Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года" (Лев.25:3-4,20-21).
Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца. "И воструби", - сказал Господь, - "год покоя в седьмой месяц" (Лев.25:9).
Но год начинался с первого сентября не только по ветхозаветным законам, но и по языческому индиктиону.
Когда Август - кесарь римский, одержал победу над Антонием и Клеопатрой, обладавшими Египетской страной, и стал единым властителем для всей вселенной. Для удобного собирания податей со всех стран он установил индиктион на пятнадцать лет. Этот индиктион Август разделил на три срока, по пять лет.
В первое пятилетие платили дань железом и медью (на изготовление мечей, копий, шлемов и всякого военного оружия); во второе пятилетие - серебром на жалованье войскам; в третье же пятилетие приносили в Рим дань золотом на украшение идолов.
Такой закон был издан, главным образом, для отдаленных окраин государства, с которых трудно было собирать подати, так как они и через пять лет едва успевали достигать столицы - Рима. Каждое пятилетие называлось люструм, т.е. светлое, потому что, воздавая кесарю кесарево (Лк.20:25), люди в это время предавались веселью и жгли свечи. Народ не тяготился данью, потому что подати были небольшие и легкие, и платились добровольно.
Окончив пятнадцатилетний круг индиктиона, начинали его снова, и первый год индиктиона называли новым годом. Такой обычай установлен был с первого сентября, потому что именно в этот день была одержана победа над Антонием и провозглашено единодержавие Августа.
Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее. Когда царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионs/
Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца. Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати.
Принося за все это благодарение Господу, мы празднуем лето Господне приятно: мы приняли от Него много неизреченных благ, поспешим же и сами быть Ему приятными. Мы ведь празднуем индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы - Христом. Христов же индиктион - это Его святые заповеди, которые мы должны соблюдать и исполнять.
Царь наш Христос не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота, как объяснил Давид, сказавший некогда: "Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны" (Пс.15:2). Но вместо железа и меди Господь требует от нас добродетели твердой и крепкой, православной веры в Бога.
Вот какой христианский индиктион празднует ныне.
Сегодня читается: "Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и пошлю мир на землю вашу и будете прогонять врагов ваших, и призрю на вас, и благословлю вас, и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом" (Лев.26:3-4,6-7,11-12).