ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


ПОИСК ПО САЙТУ


О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Начало индикта - ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новы год в январе, причём, дважды. Но, оказывается, тот январский Новый год - петровское новшество, а сегодняшняя дата (14 сентября) имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения служится 14 сентября.

Так вот, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным индиктом. Так что же это такое?


Царь веков, Господь Бог наш, ещё в Ветхом Завете повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, "говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень" (Лев.23:39).
*Седьмой месяц - т.е. в сентябрь, так как считается от марта - первого месяца от сотворения мира.


По какой же причине установлено это празднование?

В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (Исх.34:29).

В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх.35).

В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых "Не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа".

В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.

В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3Цар.8).

В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: "Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши" (Лев.23:32).

С этого месяца начинали счет годам, особый для каждых пятидесяти лет. Как народ израильский вступил в обетованную землю, Господь повелел особенно праздновать каждый пятидесятый год; и не только самим участвовать в этом праздновании, но и слугам, и скоту; даже самую землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое, не распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни виноградных, ни садовых плодов: все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам.
Об  этом так написано в книгах Моисеевых (Лев.25:9-11; Исх.23:11).

В этот пятидесятый год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человек особенно следил за собой, как бы не прогневать Господа каким-либо грехом, как бы не опечалить своего ближнего. То был год всепрощения и очищения от грехов.

Этот пятидесятилетний круг, по повелению же Господню, разделялся на семь годовых седмин, (т.е. семь раз по семи лет) и каждый седьмой год назывался субботою или покоем.

Об этом Господь через Моисея дал такое повеление: "шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай... Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года" (Лев.25:3-4,20-21).

Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца. "И воструби", - сказал Господь, - "год покоя в седьмой месяц" (Лев.25:9).


Но год начинался с первого сентября не только по ветхозаветным законам, но и по языческому индиктиону.

Когда Август - кесарь римский, одержал победу над Антонием и Клеопатрой, обладавшими Египетской страной, и стал единым властителем для всей вселенной. Для удобного собирания податей со всех стран он установил индиктион на пятнадцать лет. Этот индиктион Август разделил на три срока, по пять лет.

В первое пятилетие платили дань железом и медью (на изготовление мечей, копий, шлемов и всякого военного оружия); во второе пятилетие - серебром на жалованье войскам; в третье же пятилетие приносили в Рим дань золотом на украшение идолов.
Такой закон был издан, главным образом, для отдаленных окраин государства, с которых трудно было собирать подати, так как они и через пять лет едва успевали достигать столицы - Рима. Каждое пятилетие называлось люструм, т.е. светлое, потому что, воздавая кесарю кесарево (Лк.20:25), люди в это время предавались веселью и жгли свечи. Народ не тяготился данью, потому что подати были небольшие и легкие, и платились добровольно.

Окончив пятнадцатилетний круг индиктиона, начинали его снова, и первый год индиктиона называли новым годом. Такой обычай установлен был с первого сентября, потому что именно в этот день была одержана победа над Антонием и провозглашено единодержавие Августа.

Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее. Когда царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионs/

Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца. Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати.

Принося за все это благодарение Господу, мы празднуем лето Господне приятно: мы приняли от Него много неизреченных благ, поспешим же и сами быть Ему приятными. Мы ведь празднуем индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы - Христом. Христов же индиктион - это Его святые заповеди, которые мы должны соблюдать и исполнять.

Царь наш Христос не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота, как объяснил Давид, сказавший некогда: "Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны" (Пс.15:2). Но вместо железа и меди Господь требует от нас добродетели твердой и крепкой, православной веры в Бога.

Вот какой христианский индиктион празднует ныне.


Сегодня читается: "Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и пошлю мир на землю вашу и будете прогонять врагов ваших, и призрю на вас, и благословлю вас, и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом" (Лев.26:3-4,6-7,11-12).


СКОРО ПРАЗДНИК

30 октября - память Священномученику Александру, архиепископу Семипалатинскому, служившему в нашем соборе

+++++++++++

4 ноября - ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени … ...дальше 

Молитва и Акафист, читаемые пред иконой Божией Матери "Казанская" 


+ ВИДЕО акафист

+++++++++++++


21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных


В этот день прославляются архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, а также все Небесное ангельское воинство

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда, и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31)  ...дальше

Престольный праздник Воскресенского собора и храма в пос. Шульбинск

Расписание богослужений

ОСНОВНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ в НОЯБРЕ