ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


ПОИСК ПО САЙТУ


ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Статистика

счетчик посещенийраз смотрели эту страницу с 17 мая 2017 года

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________


Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________


Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему ... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________


Пост , воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________


Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________


Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк


 Гостевая книга 

Покров Богородицы: под чудесным Твоим омофором

На службе не всегда можно расслышать слова небольших праздничных песнопений – стихир. О чем же поют в Праздник Покрова в Православном храме? Каким представляли себе омофор христианские гимнографы и как переосмысливали услышанное в храме простые прихожане?


История и смысл Праздника раскрываются в первой же стихире, которая поется на Малой вечери:

«На вышних престолех почиваяй един Бог, превыше земных подал есть видети Своему угоднику, пребожественнеи руце молебно простирающу, о граде и о людех молящуюся Тебе Владычице: покрый и ныне, Госпоже, нас, омофором милости Твоея».

Господь сподобил Святого Андрея Юродивого увидеть во время всенощного бдения во Влахернской церкви города Константинополя молящуюся за людей величественную Жену - Пресвятую Деву. В память об этом видении был установлен Праздник Покрова. Когда Святой Андрей и его ученик Епифаний рассказали о явленном им видении, люди узнали и убедились, что Пресвятая Богородица молится и заступается за них перед Творцом. Поэтому день памяти явления Пречистой Девы стал днем, в который верующие особенно молят Ее о помощи и защите.

В видении Дева распростерла над людьми широкий плат-покрывало, который сняла со своей головы. В греческих текстах эта часть женской одежды называется «мафорион». В Богослужебной традиции (хотя, по мнению некоторых исследователей, это и словесная ошибка) сохранилось слово «омофор» (дословно «наплечник»). Омофор (или, как его называли и называют в нашей стране, Покров) - это не только покрывало, но и символ защиты, которую Богородица предоставляет людям:

«Град почитающий Тя, и по долгу славящий, покрываеши Пречистая, Твоим омофором честным от нахождения противных, от глада же и труса, и междоусобныя брани, Дево, неискусобрачная Богоневесто, человеков покров и заступление».

«Омофор» - это еще и метафора, которая обозначает Саму Богоматерь: «Радуйся, покрове и заступление наше: Тебе бо христианский род непрестанно блажит».

От воспоминания о конкретном событии - явленном в начале 10-го века видении - Церковь переходит к напоминанию о непрестанной молитве Пресвятой Богородицы за все люди и за весь Мир. Не только 10 столетий назад Пресвятая Дева уберегла своим покровом византийцев от нашествия сарацинов, и не только Константинополь удостоился ее помощи. «Царица со всеми святыми за вся ны в Церкви молится». «Приидите вси празднолюбцы, честный Покров Божия Матере ублажим: к Сыну бо руце милостивно простре, и святым покровом ея мир огражден бысть».

В Богослужебных песнопениях можно услышать множество образов, через которые христиане пытались выразить, какую великую помощь и поддержку оказывает Пресвятая Богородица людям. «О великое заступление печальным еси, Богородице Чистая, скорая помощнице, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источниче, миру покров, воспоем, вернии, светлый омофор Ея хваляще неизреченно: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость», - поется в стихире на Великой вечерни.

Вечером накануне Праздника Покрова читаются отрывки из Ветхого Завета, в которых говорится о прообразах Пресвятой Девы. В отрывке из 28-й главы Книги Бытия это небесная лестница, которую видел Иаков, в выдержках из 43 и 44 глав Книги Пророка Иезекииля - святые врата, через которые сможет пройти только Господь Бог, во фрагмента из Притчей - дом Премудрости.

Лестница, которую увидел Иаков, символизирует связь между землей и небом. Пресвятая Дева Сама стала той лестницей, которая возводит к Богу. О восточных вратах Блаженный Феодорит писал, что они символизируют Богоматерь, потому что Она как бы открыла Господу дверь в человеческий мир. Под Премудростью Святые Отцы понимали Самого Господа Иисуса Христа. Многие христианские авторы называют Пресвятую Богородицу живым храмом. Поэтому к ней можно отнести и слова о доме Премудрости.

Эти символические образы содержатся в праздничных стихирах. Например: «Доброту Тя Иаковлю, и лествицу небесную, по нейже Господь сниде на землю...».

Стихиры напоминают нам и о других пророчествах о Богородице: «Дивный прорече Исаиа: будет бо, рече, в последняя дни яве гора Господня, и дом Господень верху горы, увидехом же, Владычице, о Тебе истинное сбытие, горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников», - поют на Великой вечерни.  «Гора еси велика и преславна, паче горы Синайския, Богородице: она бо не терпящи снития славы Божия во образех и сенех, огнем возгарашеся, и громи и молния тамо быша. Ты же всего в Себе Божественнаго огня суща, Божия Слова во чреве неопально носила еси, манием носящаго вся», - слышим на литии.

Слушая или распевая стихиры, мы вспоминаем и о словах пророка Давида: «Смысл очистивше и ум, со ангелы и мы торжествуем, светло начинающе Давидскую песнь Отроковице, Невесте всех Царя Христа Бога нашего, воскресни, Господи, глаголюще, в покой Твой, Ты, и кивот святыни Твоея: яко бо палату красну Сию украсив, и причте Ю граду Твоему, Владыко, строити и покрывати от сопостатных поган державною силою Твоею, молитвами Ея». «Воспоим, людие, светло Давидскую песнь Отроковице Невесте Божии, Матери всех Царя Христа: предста Царица одесную Тебе, Владыко, рясны златыми одеяна, и преукрашена божественными лепотами: Сию бо избранную в женах, паче всего мира удобрив, благоизволи родитися от Нея, великия ради милости: и Сию помощницу людем Своим дарова, строити и покрывати от всякия беды рабы Своя, едину благословенную»,- поется на литии.

Как видим, писания Ветхого Завета очень важны для понимания роли Богоматери. Через эти древние тексты мы можем лучше представить себ, каким образом она послужила для спасения человеческого рода Недаром в одном из песнопений Пресвятая Дева названа «Пророческое истинное сбытие». (Эти и другие ветхозаветные пророчества о Богоматери мы встретим и в каноне, который читается в этот день).

Каждая стихира завершается молением к Божией Матери о помощи и защите.

Праздник Покрова имеет вселенское значение: «Освящается небо и земля, Церковь же светится, и людие вси веселятся: се бо Мати Божия, со ангельскими воинствы, с Предтечею и Богословом, с пророки же и апостолы, невидимо вшедши, за христианы молится Христу, помиловати град и люди, славящия Тоя Покрова праздник».

Слова этой стихиры - описание видения Святого Андрея и в то же время того, что происходит сейчас. Не только люди, но и все существа празднуют день Покрова: «Срадуются с нами умная вся чиноначалия, духовно совокупльше чувственный лик, видяще Царицу и Владычицу всех, многоименне верными славиму: радуются же и дуси праведных, сущии зрителие видения, на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руце, просящу умирения миру, и царем державы и утверждения, и спасения душ наших».

«Яко венцем пресветлым, Всечистая Богородице, Покровом Твоим честным Церковь Божия приодеяся», - говорится о самом омофоре. - «Яко древняго воистинну пречестнее кивота, Твой пречестный омофор, паче илектра просвещаяся, невещественне, но духовне нетленными Твоими пречистыми руками простираемь, соблюдает милостивно чествующих благоукрашенный праздник Твоего Покрова, Владычице, воньже сошедшеся усердно празднуем».

Любопытным образом понимали омофор простые прихожане русских храмов, не занимавшиеся историей Церкви и теологией. На Руси голову покрывали замужние женщины и девицы перед свадьбой, надевая фату. Праздник Покрова из-за этого ассоциировался с замужеством и свадьбами.

В этот день было принято  венчаться. Играть свадьбу на Покров было к тому же удобно: к этому времени заканчивались полевые работы, и крестьянское хозяйство, как правило, было в достатке.
Девушки на Покров молились об удачном замужестве. В середине октября нередко выпадает снег, поэтому говорили так: «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб». В праздничное утро девушки спешили пораньше прийти в церковь: считалось, что раньше выйдет замуж та, которая раньше поставит свечу к Празднику. «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!» - просили незамужние девицы.

«На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», - замечали наши предки. И снег, как покрывало земли, у них ассоциировался с Покровом-омофором.

Народное сознание очень конкретно. И молитвенный, невидимый, но ощущаемый покров, о котором людям говорили на проповеди в церкви,  представлялся  в виде сотканной из золотых и серебряных небесных нитей пелены. Был даже такой заговор: «На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет Она, вышивает золотой иглою».

Народ интересно «переработал» византийское предание. Рассказывали, что однажды жители одной из деревень отказали странствующей Богородице в ночлеге. За это Илья-пророк наслал на них сильный дождь, грозу и крупный град. Но Богородица сжалилась над людьми и спасла их от смерти, развернув над деревней Свой покров.

TADAY.RU

ВЕЛИКИЙ ПОСТ


СТРОГИЙ ПОСТ  от 



19 февраля до 8 апреля




исключены все продукты животного происхождения,  



 в т.ч. рыба 


_________________



ПЯТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА




30 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ







Как часто мы хотели бы молиться - но молитвы нет: мы хотели бы любить - но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли - а мысли разбегаются, расплываются… Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: неужели мне закрыт путь к Богу?… Но потом мы успокаиваемся, забываем... дальше


____________



Среда пятой недели Великого Поста (вечер) -

ЧТЕНИЕ ПОКАЯННОГО КАНОНА АНДРЕЯ КРИТСКОГО (целиком и с житием св. преп. Марии Египетской), СТОЯНИЕ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ



 Это богослужение отлично тем, что на нем целиком прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который до этого звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста, а также читается житие преподобной Марии Египетской... дальше

Великий канон cвятого Андрея Критского целиком, читаемый в четверг пятой седмицы Великого поста  + версия для печати ________________

2 АПРЕЛЯ

СТОЯНИЕ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

В этот день служится ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

___________

Пятница пятой недели Великого Поста  (вечер)

ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (нараспев)


На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице — Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... дальше 

________________

Суббота пятой недели Великого Поста 

СУББОТА АКАФИСТА. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

_______________


ПЯТОЕ  ВОСКРЕСЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА 


ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения.

Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... дальше

_____________

СЛЕДУЮЩАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА - ЦВЕТОНОСНАЯ


12 АПРЕЛЯ ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ 

_____________


ВСЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

          

Расписание богослужений




 

 

 ОСНОВНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ В АПРЕЛЕ