ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


ПОИСК ПО САЙТУ


О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Благодатный Покров


Событие, которое легло в основу этого праздника, было в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятой Богородицы, во время всенощного бдения.  Вначале это было продолжительное богослужение, молились всю ночь, поэтому служба и называется — всенощная. Вообще на востоке богослужения совершаются чаше всего ночью, потому что днем очень жарко, трудно, а тут — ночная прохлада. Во время этого богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми молились и увидели видение: стоящую в храме на воздусе Матерь Божию, молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней — ангелы, архангелы, апостолы, пророки…

И, молясь, Матерь Божия простирала перед  Собой омофор, то есть широкую ленту, покрывающую людей, поэтому день этот называется — Покров. Она покрывает нас Своим омофором.

Поэтому и в молитвах часто просим: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным  Твоим омофором.

Омофор — это главная часть архиерейского облачения, которая символизирует собою благодать архиерейства, высшую, апостольскую благодать священноначалия христианской Церкви.

Диакон имеет ленту с крестами, которая лежит обычно на левом плече, а другой ее конец он держит в правой руке и призывает к молитвам. Она называется орарь, от слова оранта — молиться, по-гречески.

Священник имеет епитрахиль, это та же самая лента, которая спускается с двух плечей и символизирует собой благодать священства и еще — овча, которое он несет на раменах своих, то есть на плечах.

Эта же лента, которая имеет три конца — это архиерейский омофор, и тоже знаменует собой овча, поэтому при облачении архиерея читается молитва: овча заблудшее взем на рамена своя.

Таким образом, омофор знаменует в христианской Церкви благодать. То есть, предстательством Матери Божией Божественная благодать покрывает всех нас, православных христиан.

Нашей Русской Православной Церкви особенно по сердцу пришелся этот праздник. Вы знаете, что существует много праздников, дней памяти святых, но некоторые из них особенно почитаются у нас, как-то особенно близки нам по своему духу, по своему устроению. Всем вам известен наш святитель Николай. Наш — хотя он грек по происхождению, но по духу он настолько близок русскому православному человеку, что на Руси был как русский святой. Он, кстати, именуется в числе русских святых — при­числен, как мы говорим, к лику русских святых.

И Покров тоже. В Греции этот праздник не отмечается так, как у нас — как великий праздник. Хотя явлен был там. Но видел это явление Андрей, Христа ради юродивый — славянин по происхождению. И в этом — удивительное свидетельство непостижимых путей Промысла Божия. Славянское семя, павшее на греческую землю, произрастило такого подвижника особого рода, Христа ради юродивого, Андрея. И ему, славянину, можно сказать русскому человеку, было открыто предстательство Матери Божией за род христианский.

Покров Пресвятой Богородицы — это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.

Уже в начале этого века один человек, военный врач, тоже увидел видение. Ему явился святитель Иоасаф Белгородский, святые мощи которого недавно были возвращены Церкви, и сказал, чтобы молились Божией Матери, что только Она может умолить Бога и избавить от грядущих бедствий — а уже была война 1914 года, преддверие 1917 года и так далее. И, удивительно, когда он стал возвещать эти истины, уже в то время — как свидетельство отступления от истинной веры, которое уже началось, — его упрятали в психбольницу, как безумного, то есть это как раз было юродство.

Он говорил:

— Думаете, количеством штыков или зарядов можно победить? Нет, только милостью Божией, помощью Божией, благодатью Божией может быть победа.

И вот как раз это напоминает нам каждый раз праздник Покрова — что мы живем и будем жить только предстательством Матери Божией, благодатью Божией. Прежде всего, на это нужно уповать. Во все времена, во всех обстоятельствах, особенно в обстоятельствах в земном смысле слова беспросветных и безнадежных, нужно прежде всего вспоминать о том, чем мы, собственно, живем и движемся и есть (Деян. XVII , 28). То есть — Святым Духом, благодатью Божией. Прежде всего, к этому нужно прибегать. Вопрос ли питания — благословение Божие пятью хлебами насыщает пять тысяч. Вопрос ли выздоровления, эпидемий каких — множество есть свидетельств исцелений. Опять же святитель Николай — день его рождения празднуется 11 августа по новому стилю, этот день называется Николай Зарайский. Праздник этот установлен в городе Зарайске — это моя родина — после того, как во время холеры вокруг города обошли крестным хо  дом с образом святителя Николая и эпидемия прекратилась. Иконы Божией Матери вы знаете: Владимирская, Донская, Казанская… Матерь Божия не раз спасала Россию от нашествия врага, даже целых полчищ вражеских, которые готовы были растерзать нас. Все эти свидетельства даны нам для того, чтобы мы укрепляли свою веру и никогда не падали духом.

И сегодняшний праздник Покрова должен служить нам тем подкреплением, которое нам необходимо в нашей жизни. То, что витает, как говорится, в воздухе, слышится вокруг, о всяких страхах, ожиданиях чего-то — нужно все это отбросить и положиться на волю Божию, на милость Божию. Не будем предаваться суетным волнениям. 

Марфо, Марфо, не волнуйся, едино есть на потребу. Господь и это знает, знает наши нужды земные, и если нам нужно, то пошлет, умножит то, что есть. Как сказано, святые верою… угасиша силу огненную, избегоша острен меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих. А некоторые из них претрени быша, искушении быша, убийством меча умроша, да лучшее что улучат (См. Евр. XI , 33-40). То есть, вот тут-то как раз — утешение и ответ на все волнения. Если Богу угодно, Господь укрепит. Если здесь нам уже нет сил, неспособны мы преодолевать искушения, Господь, по милости Своей, заберет отсюда. Пусть это будет каким-то Ему ведомым образом кончина, но кончина.

Когда-то эти слова так именно, просто сказал наш тогдашний настоятель, батюшка отец Сергий, Царство ему Небесное. В те времена — уже скоро двадцать лет будет со дня его смерти, так что, видите, идут уже десятки лет — было все хуже и хуже в духовном смысле. Церковь все больше залавливалась, были всевозможные преследования. Казалось, что дальше будет еще хуже. Ведь такое уже было: церкви закрывались, разрушались, все уничтожалось, духовенство почти всё пересажали. Потом стало еще хуже — началась война, полная разруха, нравственное, духовное разложение. И вдруг — началось возрождение. Но потом — опять гонения. Было даже высказывание: мол, последнего попа покажут по телевизору… Казалось, уже всё. И я, помню, спросил:

— Ну, уж, батюшка, конец, наверное, скоро?
Он говорит:

—    Да кто еще знает… Один Бог знает. Еще, может, сто лет. У Бога столько средств — всё вот так (он перевернул ладонь) может повернуть.

И повернул.

Кто бы мог подумать о том, что будут открываться храмы везде? Представления не имели. Нет, я, конечно, думал: «Да, у Бога все возможно…» . Но представить себе такое реально, конечно, не мог. Когда же говорили еще раз о конце: «Батюшка, а как же быть-то в те времена?» — он сказал:

—    Если Господь оставит, даст силы. А если не оставит, значит, неспособны мы те времена выдержать.

Да ведь это на самом деле так. Если мы в этих обстоятельствах не можем жить в любви и мире, то мы неспособны быть никакими мучениками. Это всё самообман. Евангелие, которое читается мученикам, начинается такими словами: Си заповедаю вам, да любите друг друга. И дальше: Аще Mip вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от Mipa бысте были, Mip убо свое любил бы… (Ин. XV , 17-19). Если мы в этой жизни не можем жить в любви и мире, вы думаете, мы сможем во время гонений быть в любви и мире? Нет, не сможем. Сказано: Друг друга предадят, — предатели будут. Если мы без всяких страхов предаем друг друга, то, что говорить о тех временах, когда, действительно, будут еще и страхи?

А если нет, если превозможем, то все это опять же не по самоуверенности — мол, я что-то могу, — а по благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей.

И потому в сегодняшний праздник Покрова помолимся, чтобы Господь дал нам силы, по предстательству Матери Божией.

А мы, Промыслом Божиим — в Ее храме. Господь сподобляет нас быть под особым Ее Покровом. Она, конечно, над всем мiром его простирает, но над теми, кто в Ее храме — особенно. Поэтому не будем падать духом ни в отношении себя самих, ни в отношении своих близких, ибо предстательство Матери Божией всемогуще. Аминь.

 

Протоиерей Валериан Кречетов

 


СКОРО ПРАЗДНИК

30 октября - память Священномученику Александру, архиепископу Семипалатинскому, служившему в нашем соборе

+++++++++++

4 ноября - ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени … ...дальше 

Молитва и Акафист, читаемые пред иконой Божией Матери "Казанская" 


+ ВИДЕО акафист

+++++++++++++


21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных


В этот день прославляются архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, а также все Небесное ангельское воинство

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда, и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31)  ...дальше

Престольный праздник Воскресенского собора и храма в пос. Шульбинск

Расписание богослужений

ОСНОВНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ в НОЯБРЕ