ВСЛЕД ЗА АПОСТОЛАМИ
12 июля - Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла.
Главная особенность православных праздников состоит в их многозначности. В дни праздников мы и вспоминаем конкретные события, происходившие в начале нашей эры. И встречаемся с живым свидетельством того, что события эти «и ныне и присно» совершаются в вечности. И ощущаем свою сопричастность этим событиям, как бы «примеряем» их на себя, усматриваем в них личный духовный смысл.
Рождество Иисуса Христа отзывается нашим собственным возрождением, Крещение Господне - обретением сыновства, в день Светлого Христова Воскресения мы таинственно усваиваем надежду на свое воскресение – и в нынешнем веке, и в будущем – после физической смерти.
Жизнь апостолов Петра и Павла – прообраз истинной христианской жизни. Все мы, каждый в своей мере, повторяем совокупную жизнь апостолов.
Апостол Петр, которого до его встречи со Христом звали Симон, был обычным рыбаком, бедным, почти совсем неграмотным. У него была жена, возможно, были дети, ежедневно он занимался тяжким трудом, зарабатывая себе пропитание. Его жизнь ничем не отличалась от жизни любого другого простого труженика. Но в сердце его не затухало звучание образа Божиего. И по первому же слову Спасителя он оставил все: свое ремесло, дом, имущество, даже семью – и пошел за Христом.
Апостол Павел, до своего обращения носивший имя Савл, происходил из знатной семьи, был родом из колена Вениаминова, имел почетное римское гражданство, был строжайшим исполнителем иудейского закона – фарисеем; его воспитывал знаменитый законоучитель Гамалиил, уважаемый всем народом. Кроме того, Савл был великолепно образован и сведущ в античной мудрости, прекрасно знаком с античной культурой. Он был принципиальным противником христианства и ему были даны особые полномочия от первосвященника: преследовать христиан и предавать их на казнь, что и исполнял с отменной жестокостью. Но… Господь поражает его, как молнией, внезапно открывая Свое вечное присутствие в мире. И Павел не просто безоговорочно принимает христианство, но и становится его ревностным и талантливым проповедником.
Призвание апостолов демонстрирует два разных пути нашего прихода к Богу.
Кто-то и не помышляет о Господе, живет обычной рутинной жизнью, ощущая, однако, в душе некоторый дискомфорт: вроде бы все и хорошо, но чего-то все-таки не хватает. Другие активно гонят Бога – не как апостол Павел, но с поправкой на современность. Гонят, отрицая Его существование, как атеисты, или вступая в сговор с бесами, как приверженцы оккультизма, или, в лукавом мудровании, восхищаясь идеями из чуждых христианству концепций… Когда Господь призывает нас – откликаемся ли мы с апостольским воодушевлением? Не встречает ли в нас Господь препятствия в виде самоуспокоенности или самости и гордыни?
Поверив в Бога, мы пытаемся научиться верить Богу, верить, что это Он определяет каждый момент нашей жизни, надеяться во всех жизненных перипетиях не на себя, а на Него. Если и получается, то ненадолго. Пугаемся при первой напасти, норовим сами «контролировать ситуацию». И тонем, как Петр, шедший по воде. Хорошо еще, если, как он, сумеем закричать: «Господи! спаси меня.» И получим помощь со словами: «маловерный! зачем ты усомнился?»
Мы стремимся избежать невзгод, болезней, внешней скорби, гонений и неприязни. Молим Господа об избавлении от бед. Но не всегда обретаем просимое. Как не получил апостол Павел освобождения от «жала в плоть, ангела сатаны». Господь как бы говорит и нам: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»; «чтобы не превозносился». А православным ведь очень легко вообразить о себе невесть что – хотя бы потому, что нам действительно известна Истина.
Память первопрестольных апостолов Петра и Павла празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии. Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной – недаром он так высоко почитаем католиками. Павел — символ «свободного» христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил – близок протестантам. В православии же осознается, что для нормальной жизни Церкви требуется разумное сочетание и того, и другого: внешней упорядоченности со свободными проявлениями Святого Духа. Потому "петрово" и "павлово" в Церкви дополняют друг друга, а оба апостола вместе являют важную особенность Церкви - она строится не как собрание взаимозаменяемых "винтиков", а как взаимодополнение очень разных людей. Взаимная дополнительность на языке Церкви именуется соборностью. Соборность - там, где различные люди, оставаясь разными, даже в чем-то не соглашаясь друг с другом, соединены в любви.
День памяти Петра и Павла — не только свидетельство универсальности Церкви, которая может сделать рыбаков богословами, превратить гонителя в пламенного проповедника и соединить всех людей в единой культуре. Два великих апостола открывают дорогу к Господу всем нам, всем, кто сможет искренне воззвать: «ВЕРУЮ, ГОСПОДИ! ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ».
---
МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК храма Успения Пресвятой Богородицы