«Каждая женщина-христианка – продолжательница подвига Жен-Мироносиц…»
Совсем недавно в издательстве московского Сретенского монастыря вышел в свет новый исторический роман самарского священника протоиерея Николая Агафонова «Жены-Мироносицы». Книга повествует о великом подвиге тихих и скромных женщин, последовавших за Христом.
Много лет назад семинарист Николай Агафонов приехал в самарское село Нероновку в гости к протоиерею Иоанну Державину. Приехал вроде как на рыбалку, но на самом деле на разведку насчет невесты… В такую строгую, многодетную Православную семью прибыл будущий известный писатель, как ему теперь кажется, очень уж вызывающе одетым. В полосатых брюках и такой же легкомысленной полосатой рубашке. Но несмотря на это, как потом скажет теща – матушка Лидия, а ныне монахиня Лидия (Державина), – приехал он и сразу стал родным. До встречи с этой удивительной женщиной Николаю еще не доводилось видеть женщин-матушек. Его поразило смирение матушки Лидии. Она находилась как бы в тени своего супруга, но та атмосфера, уют, да и просто вкусно пожаренная рыба, которую наловили-таки на Соку, будет всегда жить в памяти писателя. И когда Николай Агафонов станет работать над книгой «Жены-Мироносицы», то некоторые черты для образов своих героинь он перенесет в роман от любимой тещи. – Жену надо выбирать по ее матери, – говорит протоиерей Николай Агафонов. – Когда я приехал и увидел матушку Лидию, увидел, как строит она отношения с родными, то понял, что правильно нашел свою супругу. Прежде чем жениться, надо обязательно посмотреть на будущую тещу, и вы увидите свою жену лет через двадцать. Многие девушки копируют своих матерей… Моя супруга, урожденная Иоанна Иоанновна Державина, названа в честь одной из Жен-Мироносиц – святой Иоанны, и справляет именины на День Жен-Мироносиц, и всегда каждый год это наш семейный праздник. И вот к пятидесятилетию я подарил своей дорогой жене Иоанне свой новый роман «Жены-Мироносицы», в предисловии к книге я так и пишу, что посвящаю его жене с глубокой благодарностью и нежной любовью…
«Своей любовью ко Христу женщины в России защитили веру…»
.
– Во мне всегда жило глубокое уважение к женщине-христианке, Жены-Мироносицы являются главизной женского служения Христу, и мне всегда хотелось выказать свое восхищение этим подвигом. Так родилась идея построить в Самаре храм в честь Жен-Мироносиц, это была моя мечта… На Руси таких храмов не так много, вот я и предложил Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию назвать наш строящийся храм в честь Жен-Мироносиц. Владыка дал на это свое благословение.
– Что стало толчком для романа? Может быть, заботы по строительству храма?
– Я давно обдумывал этот роман, эти образы жили во мне, а вот технически, то есть сесть и писать, я начал незадолго до поездки в Москву. Потом писал и в Москве, и в одном очень спокойном, живописном и благодатном месте – в женском монастыре Богородице-Рождественской пустыни в Калуге. В книгу входит и мой жизненный опыт, и собранные сведения из прочитанной духовной и исторической литературы, и, конечно же, из Евангелия. Образы рождались из нескольких прообразов: что-то из жизни, что-то из литературы, из многих маленьких ниточек соткана большая картина. Мне приходилось собирать материал по крупицам, прежде чем сесть писать книгу, я перелопатил море различных источников. Есть в романе историческая правда, сам строй событий, который верен Священному Преданию, но есть и художественный вымысел, как в любой художественной литературе. Жены-Мироносицы явили собой великий подвиг служения Богу в сострадании, в христианской проповеди. У них была такая жертвенная любовь, что они готовы были вместе со Христом разделить Его земную участь. Такой вот жертвенной любовью потом женщины спасли Россию и Церковь в годы гонения на веру. Кто тогда ходил в храм? Женщины… Мужчин в храме можно было по пальцам пересчитать. Да и сейчас до сих пор еще в основном храмы заполняются женщинами. Именно своей любовью ко Христу женщины защищали и защищают нашу Церковь. Священники – это понятно, они несут и проповедуют веру Христову, но в народе, в мирянах, в первую очередь женщины сохраняли веру… В романе наряду с образами Жен-Мироносиц показан образ женщины-грешницы Иродиады, внучки царя Ирода. Она очень жаждала царствия земного, желала стать царицей и всеми силами боролась за это. Она загубила свою душу, и жизненный финал ее трагичен… Жены-Мироносицы жаждали спасения души и Царствия Небесного, по Воскресении Христовом они обретают радость, и эту радость о Боге проповедуют. Мне хотелось написать о женщинах, которые ходили за Христом, совершали в любви свой подвиг.
Сколько же было Жен-Мироносиц?
– Какие открытия вам удалось совершить, работая для книги с историческими источниками?
– Нам преподносят западное католическое предание, что Мария Магдалина была блудницей. Я в своем романе, основываясь на записях афонских старцев, подчеркиваю, что это мнение ложное. Она после гибели своих родителей находилась в большом горе и сильно заболела, на современном языке у нее произошел психический срыв. У Марии Магдалины была сильная духовная болезнь, про нее сказано, что в ней находилось семь бесов. Когда Христос, как и многих других женщин, исцелил Марию Магдалину от ее тяжелой духовной болезни, то она последовала за Ним. У нее была чистая любовь ко Христу. Неверное латинское истолкование идет от путаницы с другими Мариями, которые показаны в Евангелии.В книге я подробно раскрываю этот момент, подчеркиваю, что блудницей Мария Магдалина никогда не была. Кстати, частичка мощей святой Марии Магдалины несколько лет назад была принесена в дар одним московским монастырем нашему храму Жен-Мироносиц и теперь в Самаре есть такая редкая святыня. Работая над книгой, мне удалось благодаря свидетельствам авторитетных церковных историографов найти еще одну из Жен-Мироносиц. Обычно изображают семь Жен-Мироносиц. Некоторые толкователи видели в Марии Клеоповой и Марии, матери Иакова меньшего и Иосии, одно лицо. Но это противоречит церковному преданию, которое ясно указывает на Марию Клеопову как на младшую дочь Иосифа Обручника. Вторая же Мария называется у Евангелистов матерью Иакова и Иосии. Это совершенно две разные женщины, а не одна, как ошибочно принято считать. Об этом я подробно рассказываю в Приложении к роману. Некоторые читатели говорят, что благодаря моей книге им стало понятнее читать Евангелие.
История Жен-Мироносиц будто оживает и становится ближе и доступнее… Евангелие – это как икона, а художественная книга будто полотно художника. Перед иконой мы стоим в молитвенном благоговении, а картина стоит перед нами. Мы не будем на нее молиться, а будем созерцать ее краски и этим проникать в ее суть. Так же и художественное произведение, оно добавляет Святому Писанию такие краски, которые помогают лучше прочувствовать характеры героев. Итак, вот святые имена Жен-Мироносиц. Равноапостольная Мария Магдалина. Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода – это она откопала закопанную Иродиадой в нечистом месте Главу Иоанна Крестителя и перезахоронила ее на Елеонской горе, чем спасла великую святыню. Далее, Саломия – дочь праведного Иосифа Обручника. Апостолы Иаков и Иоанн – ее сыновья. И она вслед за своими сыновьями отправилась служить Христу Спасителю. Мария Клеопова – младшая дочь праведного Иосифа Обручника, сестра Саломии. Она была еще девицей, когда Пресвятая Богородица поселилась в их доме, и они жили вместе, как родные сестры. Именно ее муж Клеопа повстречал Воскресшего Христа на пути в Эммаус. О Сусанне мало известно. Ее имя лишь упоминается в Евангелии от Луки (см. Лк, 8, 3). Но зная только ее святое имя, мы можем возносить ей молитвы и называть в честь нее своих дочерей. Далее идет Мария, мать Иакова меньшего и Иосии (о различных мнениях об этом имени я сказал выше). И конечно же, Женами-Мироносицами являются Марфа и Мария, сестры Лазаря четверодневного.
Два года в Москве прошли не напрасно
.
– Отец Николай, вы сказали, что над книгой работали в Москве. Чем был вызван ваш отъезд из Самары?
– Я уехал в Москву ради… строительства храма Жен-Мироносиц! Поступило предложение, чтобы я поработал там ради финансирования проектных работ и фундамента на храм. Я бы мог спокойно жить здесь, но вот срываюсь с места, еду в Москву, живу в казенной квартире, чтобы построить мой любимый храм Жен-Мироносиц. В это время я работаю на телекомпании «Глас» сценаристом. Работал над программами для детей, консультировал некоторые образовательные программы для взрослых. По моему рассказу «Очень важный поступок» снят детский художественный фильм «Щенок», сейчас завершается его озвучивание. Священник не может не служить… Я мог бы работать и дворником, но служить в храме я все равно обязан. В это время я был заштатным священником, поэтому мог служить при любом храме. По благословению Священноначалия служил при храмах Преподобного Сергия Радонежского под Москвой, и в храме Архангела Михаила, прямо на телеканале. Этот храм располагается на пятом этаже прямо в офисе, такой большой и красивый храм, сделанный в древнерусском стиле. За эти два года, что я жил и работал в Москве, мне удалось окончить высшие курсы сценаристов. Но с кризисом финансирование строительства храма прекратилось, и я был в раздумье, как мне поступить… Я положился на волю Господа… Как-то я был в храме Николая Угодника в Толмачах – это храм при Третьяковской галерее. Там я столкнулся с редактором газеты «Благовест» Антоном Жоголевым – он как раз пришел к Владимирской иконе Божией Матери. И он спросил меня о дальнейших планах, о том, не собираюсь ли я вновь вернуться в Самару. И вот возле Владимирской иконы Божией Матери я помолился и попросил Богородицу узнать Божию Волю, и если я нужен в Москве, то оставить там, а если мне положено возвратиться в Самару, то возвратить сюда. И вот вскоре все обстоятельства сложились так, что я вернулся в Самарскую епархию… От Божией Матери был получен ответ. В моем романе «Жены-Мироносицы» я немало страниц написал о любимом ученике Христа, который по благословению Самого Господа опекал и заботился о Богородице – об Апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове. Так вышло, что, изобразив его в романе, я вдруг стал служить в храме, освященном в его честь. Я просился в тихую деревню, но Владыка Сергий определил меня в Тольятти, в Троицкий приход храма Иоанна Богослова. Я вижу в этом явное попечительство святого Апостола о моей судьбе..
«…А белые платочки тихие собой скрепляют церкви своды»
..
– В наше непростое время, когда женщине часто приходится выполнять не только свою роль жены и матери, но и нередко – ранее не свойственные ей роли кормильца и защитника семьи, что вы хотели бы пожелать своим читательницам?
– Я хотел своим романом утешить современную женщину, укрепить ее в вере и в любви ко Христу. Каждая женщина-Христианка – это продолжение подвига Жен-Мироносиц. У них тоже были невзгоды, отчаяние и тяжелые болезни, но все это они переживали, уповая на Господа. Они безгранично верили и преданно, жертвенно любили Спасителя… Это ли не пример для всех…У моего любимого поэта Александра Солодовникова есть замечательные стихи: Мужчины больше философствуют И сомневаются с Фомою, А мироносицы безмолвствуют, Стопы Христа кропя слезою. Мужи напуганы солдатами, Скрываются от ярой злобы, А жены смело с ароматами Чуть свет торопятся ко Гробу. Людские мудрецы великие В атомный ад ведут народы, А белые платочки тихие Собой скрепляют церкви своды.
ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ АУДИОКНИГИ С СОДЕРЖАНИЕМ
Книгу протоиерея Николая Агафонова «Жены-Мироносицы» можно приобрести в Православном магазине в Самаре на ул. Сергия Радонежского, д. 9. Тел. (846) 334-69-28. Можно заказать эту книгу почтой. Пришлите на электронный адрес редакции blago91@mail.ru заявку с указанием количества книг и своего почтового адреса. А также сообщите свои фамилию, имя и отчество. Книга будет отправлена вам наложенным платежом. Цена книги (без стоимости почтовых расходов) 250 рублей.
Жены-мироносицы. Протоиерей Николай Агафонов
Исторический роман известного российского прозаика протоиерея Николая Агафонова повествует о великом подвиге тихих и скромных женщин, последовавших за Христом исключительно по зову сердца. Автор открывает перед нами те глубинные стремления и переживания святых жен, которые отражены в скупых строчках церковного Предания.
Неукоснительно придерживаясь духа и буквы Священного Писания и святоотеческого толкования Евангелия, автор старается художественно осмыслить и открыть нам те глубинные стремления и переживания святых жен, которые так скупо отражены в строчках церковного Предания.
ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ АУДИОКНИГИ С СОДЕРЖАНИЕМ