Беседы с настоятелем

ХРАМЫ БЛАГОЧИНИЯ

НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ

ЛЮБЛЮ НАШ ХРАМ


Храм - это моя жизнь. Я не представляю жизни без храма. И наш храм для меня кажется мне самым лучшим, самым красивым, самым родным. Я его очень и очень люблю. Тут все мне родное: и батюшки, и все прихожане. Мы как одно целое, как одна семья. Каждый уголок в храме - все родное. Столько пришлось тут и слез выплакать и радости испытать. Люблю мой храм и благодарю Бога, что я здесь! 

Людмила Михайловна

_________


Я очень-очень люблю свой храм и для меня нет храма лучше, чем этот. От всей души я желаю нашему храму многолетия, чтобы он продолжал согревать души и сердца на многие лета вперед. Раиса Александровна

читать все комментарии

Добавить свой комментарий можно через гостевую книгу

 Гостевая книга 

Творчество наших читателей

Присылайте свои авторские стихотворения, рассказы, сказки,  фотографии вашего рукоделия на адрес semsobor@mail.ru с пометкой ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

С дороги от села Прапорщиковского открываются живописные виды на синеющие за Иртышом горные хребты и устье каменных гор, из которых вырывается Иртыш. Отроги гор довольно близко подходят к дороге. С некоторыми горными вершинами соединяются различные легендарные рассказы. Так, верстах в 10 от Устькаменогорска, несколько в стороне от прапоршиковского тракта, заметным горбом чернеется гора Орел. Много лет тому назад в этой горе жил один смелый разбойник, который, как орел, выглядывал себе добычу и набрасывался на неё с дерзкой отвагой. На Орле есть пещера.

Предместье Устькаменогорска отстоит от города верстах в пяти. Называется оно Защитой и состоит из нескольких небольших домиков. Предместье получило название Зашиты потому, что некогда представляло из себя сторожевой военный пост, который дозирал окрестности. С течением же временя, когда край был замирен, Защита обратилась в маленький поселок, жители которого предались мирному сельскому хозяйству. Верстах в двух-трех далее от Зашиты начинается г. Устькаменогорск. Эта часть города отделена от центрального города рекой Ульбой и называется Хохладская заимка.

Крестьяне окрестных сел называют ее еще Долгой деревней. И то и другое название заречной части города вполне верно определяет ее характер.

Заимка представляет из себя по виду большое и длинное село, населенное выходцами из южных губерний — малороссами. Белые плетневые мазанки нередко с соломенными крышами, большие скирды кизяку, малороссийский выговор заимцев сразу переносят вас в типичную деревню Полтавской или Черниговской губерний. Проходят годы, а хохлы остаются все теми же прочно установившимися в своей этнографической особенности полтавцами и воронежцами, каких можно встретить в Европейской России. На заимке выстроены: деревянная церковь (на средства церкви — пр. попечителей) и хорошее каменное здание министерского училища. Есть и церковно-приходская школа. Заречная заимка соединяется с городом деревянным мостом, построенным через Ульбу на больших карбазах, которые в половодье убираются. Мост совершенно гарантирует удобство сообщения с городом. Плата за переправу низкая. До постройки моста в город попадали с помощью парома. Предоставляем судить самому читателю, насколько был удобен этот способ переправы, особенно в моменты скопления крестьянского люда, имеющего постоянное сообщение с городом. Устькаменогорск стоит при слиянии двух рек — Иртыша и Ульбы и при устье каменных гор.

Последнее обстоятельство и послужило причиною названия города. От Устькаменогорска в разные стороны расходится множество гор. Устькаменогорск — чистенький и довольно веселый городок. За последние годы в нем появилось много садов, весьма кстати декорирующих город.

Устькаменогорск имеет свою историю. Гораздо ранее самого города появилась Устькаменогорская крепость. Построение ее произошло в связи со следующими обстоятельствами: по указу Императора Петра Великого, написанному им собственноручно, приказало было построить крепость у озера Зайсана. В силу означенного указа в 1715 г. был отправлен из Тобольска на шести досчаниках с отрядом солдат около 3000 человек бригадир Бухгольц, который в том же 1715 г. основал крепость Ямышевскую. Но будучи осажден джунгарами, с большим уроном отступил к устью реки Оми и в 1716 г. основал Омскую крепость.

В 1720 г. команду от Бухгольца над отрядом, в числе около 440 человек, принял генерал-майор Лихарев, командированный из Петербурга с артиллерийскими орудиями и разными запасами. Он отправился из Тобольска вверх по Иртышу до озера Зайсана на 34 досчаниках и лодках и по дороге возобновил Ямышевскую крепость. Достигнув озера Зайсана, не нашел па берегах его удобного места для крепости и проплыл далее в Черный Иртыш. На 12-й день плавания по Иртышу подвергся сильному нападению со стороны джунгар. После 3-хдневной битвы с джунгарами, заключил с предводителем их — царевичем мир. Возвращаясь обратно, генерал Лихарев заложил в 1720 г. Устькаменогорскую крепость на том месте, на котором находится она и теперь. Во вновь образованную крепость был командирован из Европейской России драгунский полк, называвшийся колыванским. С полком прибыл иеромонах Георгий, который отправлял Богослужение в походной церкви. Иконы были написаны на голубом китайском штофе, натянутом на дубовых складных рамах, пожертвованных потом в омский собор. Позднее в крепости была построена небольшая деревянная церковь, крытая берестом, с отдельной колокольней. Эта церковь впоследствии сгорела. Вместо неё грамотой митрополита тобольского и сибирского Павла приказано заказчику омского духовного правления «пречестному протопресвитеру Петру Федорову» вновь заложить в Устькаменогорской крепости деревянную церковь. Последняя по грамоте архиепископа тобольского и сибирского Варлаама от 30 октября 1774 г. была освящена 6-го июня 1775 г.

Вместо этой церкви, пришедшей в ветхость, грамотою того же архиепископа тобольского и сибирского Варлаама от 18 сентября 1786 г. предписано барнаульскому заказчику протоиерею Дометию Комарову заложить в Устькаменогорской крепости новую, каменную церковь, закладка каковой и состоялась 26 июня 1789 г. Каменная церковь окончена постройкой в 1809 г., освящена 9-го сентября 1810 г. Церковь построена на инженерные суммы. При церкви хранится план, снятый с натуры 1834 г. 25 октября. Росписи населения ведутся с 1784 г. Архитектура церкви сразу же изобличает старинную постройку. Крепость окружена довольно высокими валами, которые, несмотря на свою давность, держатся прочно. Наружные боковые стороны валов заканчиваются искусственными рвами. В крепости построены казармы для солдат, военный госпиталь, квартиры военноначальствующих лиц, различные кладовые для надобностей военного ведомства, отделение «каторжной тюрьмы».

В настоящее время большое здание каменной казармы, в которой помешались пехотинцы и кавалеристы (артиллеристы конно-горной легкой батареи), стоит заброшенным и грозит развалиться. В тени этого здания находит себе приют разный бродячий скот.

Здание «каторжной тюрьмы» впоследствии было обращено в казарму; теперь же стоит заброшенным. Только остроконечные пали вокруг него красноречиво свидетельствуют о том, для кого первоначально была

предназначена заброшенная теперь казарма. Устькаменогорская крепость была выстроена в стратегических целях. Когда надобность в крепости как военном оплоте миновала, в высших правительственных сферах поднялся вопрос об упразднении крепости. По этому поводу военный губернатор Семипалатинской области послал от 21 февраля 1877 г. на имя устькаменогорского городского головы следующую бумагу: «В приказе г. военного министра от 6-го ноября 1876 г. за № 331 объявлено по военному ведомству, что Государь Император в 28 день октября 1877 г. повелеть соизволил: крепости Петропавловскую, Устькаменогорскую и укрепление Акмолинское окончательно упразднить, и земли, занятые верками и эспланадами, передать городам с тем, чтобы вокруг упраздненных укреплений, для отделения казенных строений от частных, городами были расположены сады».

Городская дума, ознакомившись с содержанием вышеприведенной бумаги военного губернатора, поручила городской управе заняться верками и эспланадами.

В то время, как управа намеревалась исполнить поручение думы, от военного губернатора Семипалатинской области городским головой было получено от 28 июля 1879 г. следующее новое уведомление: «В виду некоторых политическо-военных соображений и по другим причинам, находя необходимым оставить временно бывшую крепость по-прежнему в ведении местного коменданта, прошу вас приостановить исполнение поручения думы впредь до особого распоряжения».

Надобность в крепости, впрочем, быстро миновала. 25 октября 1879 г. военная администрация уведомила городского голову, что «необходимость во временном оставлении Устькаменогорской крепости по-прежнему в ведении коменданта ныне миновала, а потому не имеется препятствий к передаче в велении города верков и эспланады».

Передача состоялась 27-го ноябри 1879 г. Результатом передачи явился акт, подписанной представителями военного ведомства и города. Таким образом, крепость как военный стратегический пункт перестала существовать. Первое оседлое население Устькаменогорска появилось в крепости. Здесь находилась даже лавка с разными товарами. Затем была сделана попытка поселиться недалеко от крепости. Первые дома вне крепости были выстроены вблизи укрепления, под так называемыми «ветелками». Так было положено основание городу. Постепенно город стал увеличиваться и разрастаться. В настоящее время в городе насчитывается до десяти тысяч жителей. Крепость отделена от города площадью. В жизни Устькаменогорска бывали печальные дни, когда ему приходилось частью выгорать, частью же терпеть большой урон от наводнений. Так, в июле 1834 г. пожар истребил 20 домов, 22 апреля 1846 г. — 45 домов. Эти пожары довольно существенно сократили и без того небольшие размеры города.

От наводнений город сильно пострадал в 1889, 1891 и 1904 годах. Для предохранения города от наводнений городским управлением были выстроены дамбы по берегам Иртыша и Ульбы. В прежние гоны случавшиеся на Иртыше заторы разбивались стрельбою из крепостных пушек.

Устькаменогорск производит приятное впечатление некоторой благоустроенностью. В центре города высится красивое здание народного дома с поместительным залом и хорами. В здании народного дома помещаются библиотеки, музеи, городская управа и чайная комитета трезвости. Из училищ в Устькаменогорске имеются 3-хкласссное городское, мариинское женское, приходская мужская школа, приходская женская, татарская школа и казачье училище. Улицы вымощены дресвой. Относительным культурным благоустройством Усть-Каменогорск обязан энергичному составу гласных, стоявших во главе общественного управления в последние два четырехлетия.

Сообщение со степью производится с помощью двух самолетов: верхнего — казенного прямо Пристани и нижнего — городского — прямо крепости. Благодаря быстрому течению, нижний самолет перебегает Иртыш в 3-4 минуты. Верхний действует медленнее.

Рядом с городом расположена Устькаменогорская станица, у которой с горожанами идут бесконечные земельные споры. Особенно обездоленными в земле оказались жители Заимки. Прямо крепости на левой сторонеИртыша не особенно давно обосновался Устькаменогорский казачий поселок, куда иногда съезжаются дачники на кумыс. Выше города, почти при самом устье гор, у подошвы каменного хребта приютилось село Томской губернии Пристань. На Пристани еще и сейчас видны остатки разной руды, которая раньше сплавлясь на карбазах из Зыряновского рудника и громадными кучами ссыпалась на Пристани. Отсюда руда развозилась крестьянами по разным плавильным заводам Барнаульского уезда, где и перерабатывалась на соответствующий металл. Пристанцы в период расцвета горнопромышленной деятельности Зыряновского рудника почти все сплошь занимались сплавкой руды, которую принимал на Пристани горный пристав. Впоследствии местом для склада руды был назначен Ульбинский форпост (ныне станица), откуда руда и отправлялась по заводам. В настоящее время пристаньцы занимаются главным образом хлебопашеством. Пристань обосновалась на кабинетской земле. Город благодаря своему росту близко подошел к Пристани и, вероятно не в далеком будущем соединится с ней. Пристань отделяет от города большая канава, устроенная городом для стока в Иртыш снеговой, горной воды.

В окрестностях Устькаменогорска находится много пасек, среди которых попадаются с рамочными ульями. В Устькаменогорских горах, верстах в 8 от города, можно встретить громадный вкопанный в землю, но уже сильно накренившийся «каменный столб». Со столбом связано предание, которое гласит, что к каменному столбу один богатырь, живший некогда в горах, привязывал своего коня. В верхней части столба виднеется довольно заметная выемка — след, по преданию, от лошадиного повода. Далее столба, версты на две, вырабатывается прекрасный известняк. Жители города занимаются хлебопашеством, скотоводством и пчеловодством. Из Устькаменогорска я выехал на лошадях по алтайскому тракту, к поселку Ульбинскому (27 в.). В десяти верстах от города расположено село Сочинское (Томская губерния). Дорога к нему пролегает по гладкой равнине. Село прорезает речка Согра, с северо-западной стороны которой внушительно острыми утесами спускается к почтовой дороге и деревянному мостику через Согру так называемая Заседательская сопка.

Название горе дано вследствие того, что здесь некогда разбился насмерть земский заседатель, прыгнувший с вершины горы вниз на утесы. Следующие десять верст дорога идёт также по ровному месту, почти параллельно берегу реки Ульбы.

Материал предоставлен
Восточно-Казахстанским областным историко-краеведческим музеем.

ПОКЛОНЮСЬ КО ХРАМА


СВЯТОМУ ТВОЕМУ...





Здесь вы узнаете о людях, которые трудятся  и служат в нашем храме, взгляните на жизнь храма как бы изнутри.





Единым духом






Трудясь молюсь





От славы мира к Богу...





Как дома







Та же мучка...






ЖИЗНЬ НАШЕГО ПРИХОДА



ПОИСК  ПО САЙТУ