Беседы с настоятелем

ХРАМЫ БЛАГОЧИНИЯ

НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ

ЛЮБЛЮ НАШ ХРАМ


Храм - это моя жизнь. Я не представляю жизни без храма. И наш храм для меня кажется мне самым лучшим, самым красивым, самым родным. Я его очень и очень люблю. Тут все мне родное: и батюшки, и все прихожане. Мы как одно целое, как одна семья. Каждый уголок в храме - все родное. Столько пришлось тут и слез выплакать и радости испытать. Люблю мой храм и благодарю Бога, что я здесь! 

Людмила Михайловна

_________


Я очень-очень люблю свой храм и для меня нет храма лучше, чем этот. От всей души я желаю нашему храму многолетия, чтобы он продолжал согревать души и сердца на многие лета вперед. Раиса Александровна

читать все комментарии

Добавить свой комментарий можно через гостевую книгу

 Гостевая книга 

Творчество наших читателей

Присылайте свои авторские стихотворения, рассказы, сказки,  фотографии вашего рукоделия на адрес semsobor@mail.ru с пометкой ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Однажды Станислав Евгеньевич Черных спросил у профессора, доктора исторических наук Николая Владимировича Алексеенко о его отношении к Борису Георгиевичу Герасимову. На что тот ответил: "Это один из серьезнейших исследователей и краеведов. Его работы отличаются глубиной и широтой мышления, свидетельствуют о разносторонности и обширности его знаний, интересов и увлечений. Они помогают нам лучше познать родной край".

 


Очень тепло относились в свое время к Герасимову академик В.А. Обручев, известный путешественник и исследователь Алтая профессор Томского университета

В.В. Сапожников, видный ботаник В.Ф.Семенов, классик казахской литературы

Мухтар Ауэзов и другие. С ними Бориса Георгиевича связывала общность интересов, большая дружба и сотрудничество.


Борис Герасимов родился в 1872 году в Усть-Каменогорске в семье ссыльного войскового нижнего чина из Петербурга. В 1895 году окончил Томскую духовную семинарию. Женившись, был рукоположен в сан иерея и служил в с. Глубоковском Змеиногорского уезда Томской губернии. В 1901 году назначен настоятелем новопостроенного Никольского собора в Семипалатинске. Служение он, с 1905 года, совмещал с преподаванием в местной учительской семинарии.


Это был образованнейший человек своего времени. Он в совершенстве владел латинским, греческим и французским языками, читал на английском. Увлекался классиками русской и иностранной литературы, был большим ценителем иконописи, живописи, музыки, прекрасно играл на гитаре и пел.


Всю свою сознательную жизнь Герасимов посвятил изучению родного края. Он явился одним из инициаторов создания в 1902 году Семипалатинского подотдела Русского географического общества, его деятельным работником, а с 1918 г. - его председателем. Герасимов был неутомим. Он изъездил и исходил Восточный Казахстан вдоль и поперек. Им были тщательно исследованы Барлыкские и Рахмановские минеральные источники, дано подробное их описание, изучено состояние пчеловодства в Бухтарминском, Зайсанском и Усть-Каменогорском уездах, проделана большая работа по сбору сказок, преданий, песен, поговорок и других материалов устного народного творчества в селах, разбросанных по долинам рек Бухтармы, Иртыша, Убы.

 

По разрешению Российской археологической комиссии и географического общества он проводил археологические раскопки, этнографические сборы и историко-статистические исследования в Зайсанском, Змеиногорском, Усть-Каменогорском и Семипалатинском уездах. Собранные материалы легли в основу его замечательных научных трудов. Его работы были написаны на основе личных наблюдений и исследований, а также на базе подлинных архивных материалов, многие из которых позднее были навсегда утрачены для истории. Поэтому значимость его трудов в наше время возросла, ибо они являются в некоторых случаях единственными историческими источниками.


Совершая научные поездки по Восточному Казахстану, Герасимов встречался с интересными людьми, поддерживал переписку с научными обществами, видными учеными и исследователями Сибири и Казахстана, занимался изучением их жизни и научной деятельности, собирал и накапливал материалы. Многие из них позднее легли в основу биографических очерков о В.Н. Белослюдове, Е.П. Михаэлисе, В.В. Сапожникове, Г.Н. Потанине, П.А. Соломине, А.Н. Федорове,

М.М. Сиязове. Борис Георгиевич одним из первых собрал материалы о жизни Федора Достоевского в Семипалатинске и написал об этом малоизвестном периоде великого русского писателя ряд статей, которые были опубликованы в период с 1913 по 1927 годы в журналах "Сибирский архив" и "Сибирские огни".


Борис Георгиевич был прекрасным лектором, вел большую просветительскую работу. Им было разработано и прочитано свыше 150 публичных лекций и докладов по истории родного края в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Зайсане и Риддере. Его лекции пользовались большой популярностью среди населения. За документально-исторический очерк о старообрядцах, беглых каторжниках и рабочих с алтайских заводов под названием "В долине Бухтармы" Герасимов был удостоен серебряной медали Российского Географического общества. Многие печатные труды его были премированы почетными наградами, он имел премию имени выдающегося путешественника и ученого Георгия Потанина. 5 июня 1925 года за труды по краеведению Семипалатинской области Борису Герасимову была присуждена золотая медаль.


Борис Георгиевич был истинным казахстанцем, патриотом родного края. Он очень любил людей, был добр и бескорыстен по отношению к ним. Всячески старался облегчить существование униженных и обездоленных, нередко отдавая им последнее. Своей старшей дочери он писал: "У меня нет и не было капиталов, ни домов, ни имущества - я был интеллигентный нищий, но у меня сохранилось доброе имя. Им я дорожу, его никому не отдам… Людям я не сделал зла, потому что их люблю. Человек - для меня святыня".


В декабре 1922 года в Семипалатинске органами ГПУ был раскрыт, якобы, заговор церковников, среди 13 арестованных священнослужителей был и отец Борис. За Бориса Герасимова началась борьба. Члены Семипалатинского подотдела Русского Географического общества, уважавшие незаурядные способности своего председателя и занимавшие ответственные посты в Губисполкоме, способствовали тому, что Борис Герасимов был подвергнут наказанию в административном порядке - штрафу в размере 500 руб. и освобожден. Уголовное дело в отношении его закрыли.


Но чиновники из ГубОНО не хотели мириться с тем, что председатель подотдела Географического общества - священник. На протяжении нескольких лет они вели травлю Герасимова: пытались отобрать у отдела музей и библиотеку, замораживали финансирование, наконец предложили отцу Борису подать в отставку с поста председателя и члена Совета. Устав от подпольной войны, мешавшей нормальной жизни и отнимавшей душевное равновесие, 3 мая 1925 года Борис Герасимов ушел в отставку, сделав широкий жест доброй воли: подарил Семипалатинскому Географическому обществу книги и исторические документы из личной библиотеки.


16 мая последовал приказ ГубОНО: "…Числящийся временно преподавателем краеведения в промэкономтехникуме и кирпедтехникуме Герасимов Б. с 20 мая освобождается от работы в этих учебных заведениях как служитель культа".


Однако в это время президиум Центрального географического общества оценил его деятельность на посту Семипалатинского отдела совсем по-иному. 5 июня 1925 года за труды по краеведению Семипалатинской области отцу Борису была присуждена золотая медаль.


13 апреля 1929 года Семипалатинский отдел Русского географического общества был реорганизован в отдел Общества изучения Казахстана, и 28 мая отец Борис был письменно уведомлен: "Отдел общества сообщает Вам для сведения, что на основании постановления общего распорядительного собрания от 25.05.25 г. Вы как служитель культа считаетесь выбывшим из членов Отдела".


Отец Борис не пожелал снять с себя священный сан и отречься от Христа для того, чтобы спокойно заниматься наукой. Он был человеком бескомпромиссным, и когда перед ним встал выбор - Крест Христов или научная карьера, он выбрал Крест.


С 1929 года в Семипалатинске один за другим закрывались и уничтожались храмы: в апреле 1929 года - Александро-Невская церковь, в ноябре - Благовещенская, в 1931 году - Кафедральный собор Семипалатинской епархии. До 1931 года отец Борис служил в Знаменском соборе, где находилась местная святыня - чудотворная икона "Знамение Божьей Матери", именуемая "Абалацкая". Отец Борис, как священник и патриот края, начинает вести борьбу за сохранение семипалатинских храмов, защищая их, с одной стороны, как святыни, а с другой - как историко-архитектурные памятники. Однако его борьба успехом не увенчалась. В 1931 году Знаменский собор был передан под клуб. В 1932 году ВЦИК вынес постановление о ликвидации Знаменского собора. Чудотворная икона исчезла. И самый старинный собор Семипалатинска был взорван.


В 1937 году последовала новая волна репрессий. В августе 1937 года по подозрению в контрреволюционной деятельности были арестованы все священнослужители Воскресенской церкви. Началось следствие, которое велось "в направлении выявления контрреволюционной деятельности о. Бориса Герасимова по созданию шпионской организации церковников и вовлечению новых членов на территории области". Указанной деятельностью якобы руководил так называемый "Московский комитет", основной задачей которого являлось создание шпионской организации священнослужителей по всему Советскому Союзу для борьбы с советской властью.


Постановлением тройки УНКВД по ВК области от 19 ноября 1937 года все обвиняемые как члены контрреволюционной шпионской организации церковников были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. 16 человек были казнены 22 ноября, а в ночь на 1 января 1938 г. был расстрелян Борис Герасимов.


Понадобилось 50 лет, чтобы реабилитировать священнослужителей. И сегодня невинно убиенных священнослужителей Воскресенского собора церковь причислила к лику святых.


Краеведение - это не только собирательство, это серьезная исследовательская и научная работа, желание лучше узнать свой край. Это - государственное отношение к минувшему, сегодняшнему и завтрашнему дню нашего родного Отечества, бескорыстное служение народу. Образцом такого служения является Борис Георгиевич Герасимов - выдающийся летописец Восточного Казахстана. 



Литература

Жандабекова О. Священник Герасимов – историк казахского народа: [О краеведе Б.Герасимове]// Казахстанская правда.- 1998.-26 марта

Иустин. Их именами могли быть названы..: [История улиц Усть-Каменогорска]// Семь дней.- 2002. - 25 окт. - С. 8; 1 нояб. - С. 8

Кашляк В. Казнен в новогоднюю ночь: [1938года Б.Герасимов - священник,учитель,историк,краевед]// Рудный Алтай.- 1997.-27 дек.

Королева В., Кашляк В. Казахстанский великомученник: [О жизни и деятельности протоиерея Бориса Георгиевича Герасимова]// Семь дней.- 2000.-6 окт.-С.6

Кущ Г. "Как начинание поставлено в удел": [К истории г.Семипалатинска.В т.ч. о краеведе Б.Г.Герасимове]// Рудный Алтай.- 1998.-21 июля

Рублена Н. Краевед земли Семипалатной// Наше дело.- 2005. - 28 июля. - С. 8

Стрелец А. Не пасынком - достойным сыном: [О полит.ссыльном О.Ф.Костюрине;в т.ч. краеведе Б.Г.Герасимове и П.П.Бажове]// Семь дней.- 1998.-6,13 авг.

Турова Л.П. Борис Герасимов (1872 - 1938) и его вклад в краеведание Казахстана// Многонациональность не недостаток, а преимущество общества.- Усть-Каменогорск, 2002.- С. 166-170

Тусунбаева Т. Они были первыми: [К 100-летию со дня основания Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела русского географического общества]// Арна.- 2002. - 29 марта. - С. 8; 5 апр. - С.8

Черных С. Личный фонд казахстанского краеведа Б.Г.Герасимова// Советские архивы.-

1975.-N1.-С.120-121


ПОКЛОНЮСЬ КО ХРАМА


СВЯТОМУ ТВОЕМУ...





Здесь вы узнаете о людях, которые трудятся  и служат в нашем храме, взгляните на жизнь храма как бы изнутри.





Единым духом






Трудясь молюсь





От славы мира к Богу...





Как дома







Та же мучка...






ЖИЗНЬ НАШЕГО ПРИХОДА



ПОИСК  ПО САЙТУ