ПРИХОДЫ БЛАГОЧИНИЯ

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ церковный округ



КАРТА приходов



ХРАМЫ СТАРОГО ГОРОДА


Погибшие Храмы Семипалатинска




Их было много в нашем городе - храмов, свечами взметнувшихся в прииртышское небо и несших людям свет Православной веры. Ставились они основательно, на века, разрушены же были почти в одночасье злой волей человеческой.


Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

Знаменский собор

 Александро-Невская церковь

Никольская церковь

Благовещенская церковь

и другие...

ПОИСК


 2006 год. С о. Романом беседовал корреспондент газеты «Православие в Прииртышье» Андриенко С.Е.

 

«Мы должны искать Царствия Божия на Земле,

а не искать излишних скорбей и уныния…»

 

- Батюшка, приход в поселке Жескент существует уже несколько лет. Не могли бы Вы вкратце рассказать нам историю его  возникновения?

- О. Роман: Я сам здесь служу уже 10 лет. Наша церковь освящена в честь святого Апостола Иоанна Богослова. Отвечая на Ваш вопрос, могу только сказать, что довольно затруднительно определить историю возникновения нашего прихода. Те прихожане, которые изначально организовывали этот приход, либо уже уехали, либо умерли. Но могу сказать, что особенность нашего прихода состоит в том, что у нас много верующих, несмотря на то, что у нас проживает около 12000 населения. Наши прихожане очень дружные. Первоначально, у нас не было храма как такового. Было помещение в общежитии, которое использовалось как молитвенная комната. Как я знаю, литургии там не служились. Но крестилось много людей. Особенно, когда к нам приезжал Владыка архиепископ Алексий. Приезжал он несколько раз. Вообще, надо сказать, в самом начале 90х г.г. люди потянулись  к вере, к церкви.  В то время принимали крещение до ста человек в день. Сейчас тоже и среди обычных рабочих людей, и среди интеллигенции можно наблюдать такое желание приобщиться к церкви,  узнать больше о православной вере. Кто-то приходит к нам задать какой-то вопрос, поспросить совет. Не у всех правда, бывает время посещать все службы, но чувствуется, что люди тянуться в храм, им хочется узнать как вести себя в храме, как вести себя в той или иной ситуации и т. д.  Около 50 человек являются постоянными прихожанами. Но, у нас все же поселок, а не город. Здесь есть и свои минусы и плюсы. Люди дружные и знаю друг про друга все, и сами прихожане очень отзывчивые на какую-то случившуюся беду. Но с другой стороны, эта общность не дает людям вырваться. Ведь все равно, те, кто начинает ходить в храм, в глазах других людей, не верующих, становятся белыми воронами, а в поселке это очень заметно. Видимо, по этой причине у нас в церкви не увидишь молодежи.

- А как насчет Воскресной школы, Она функционирует?  Когда мы заходили в здание, мы видели детские работы.

О. Роман: Да, наша школа действует.  Занятия проводит воспитатель детского сада Ирина Адольфовна. Она занимается с ребятишками и рукоделием и объясняет им все, вплоть до того, что и перед едой надо помолится. Проводит чаепития. К нам часто приходят дети из совершенно невоцерковленных семей. Но каждые 2-3 года меняется состав. И года через 2  уже помаленьку отходят от храма, перестают ходить на исповедь. Бывает, что пройдут мимо и не поздороваются. Возможно, начинается переходный возраст. Но вся надежда, на то, что в детстве они узнали православие, узнали, что такое исповедь, храм, и со временем это даст свои плоды. Ну а пока сейчас наши ученики – это маленькие ребятишки. И что мне нравится, так это то, что это дети или внуки наших же верующих прихожан. Они и исповедаются по-другому, и приходят уже сами. Сама обстановка конечно уже другая.

- Батюшка, ведь Жескент очень близко расположен к России, и мы все знаем, что Россия более православная. Наверное, это как-то влияет на духовную жизнь ваших прихожан?

О. Роман:  Да, конечно.  Близость с Россией очень тесная. Еще с тех пор, когда и прихода не было, все наши прихожане ездили в паломнические поездки  в г. Рубцовск, Барнаул. Эта традиция сохранилась и до нынешних дней. Довольно часто прихожане нашего храма договариваются с прихожанами Горняка и все вместе едут. Очень дружно. Вот и сейчас они собираются ехать в Карабей к Карабейневской иконе Божией Матери. Надо также отметить, что сейчас в  Жескенте живут довольно много россиян, которые приехали из России.

- Вы упомянули о Карабейневской иконе Богоматери. Она чудотворная?

О. Роман: Эта икона действительно чудотворная. Находится она в селе Карабейниково. Эта икона, как и икона Казанской Божией Матери, еще в Советское время была обретена девочкой, но только она была на половых досках. По ней, этой иконе, ходили. В видении девочке Божия Матерь так и сказала: «По Мне ходят». Ее в тайне начали искать и нашли.  Вот и теперь наши прихожане ездили в Горняк Крестным ходом по Алтаю с этой иконой. Это очень большая икона Божией Матери.  И самое главное, что сейчас эта икона обновилась. Все краски обновились, стали очень яркими.

- А отношение властей  к приходу благодушно?

О. Роман: Ну конечно, мы сами чувствуем благожелательное отношение к Православным. Мы освобождены от налогов т от платы за коммунальные услуги. В общем, на себе ощущаем поддержку, помощь. Нам также помогает и комбинат. И всегда кода мы обращаемся за помощью, получаем положительный ответ. Мы все едины и это очень чувствуется. У нас была мысль о строительстве, но сейчас пока не получается, но все же нам обещают помочь.

- Так Вы все же планируете построить отдельно стоящее здание для храма?

О. Роман: Мы не планируем, а больше надеемся, что так и будет.  Аким обещает построить и Мечеть и Церковь, причем хочет расположить их рядом, через дорогу. Так что, они планируют, так и мы будем надеяться. Для поселка это конечно замечательно. Так как сейчас у нас нет возможности совершить крестный ход, потому что в здании находится и милиция и другие различные организации.

- Батюшка, все-таки расскажите нам, как Вы пришли к Богу. Ведь, насколько нам известно, Ваша семья принадлежала к творческой интеллигенции, и глубокой воцерковленности не было. Вы стали преподовать. Что так на вас повлияло?

О. Роман: По промыслу Божию, преподователем я стал уже после того как я обратился к Богу. Но если говорить о том периоде жизни, который был до моего обращения, то конечно, это было сплошное искание, чтение разной литературы. И в творчестве были постоянные искания. Часто бывает так, что люди приходят  к Богу, вере через беду, через скорби. У меня тоже было что-то подобное. Это было связано с творчеством. Это, видимо, происходит от того, что человек надеется, прежде всего, на себя, на свой разум, в том числе и в искании истины. И, получается так, что человек просто-напросто заходит в тупик. И в моем творчестве наступил т.н. тупик. Изобразительное искусство сейчас выражается в довольно разных формах, если пробовать все эти направления, течения, то, конечно, можно дойти до точки. Вот и у меня как раз была такая работа, которая называлась «Точка». Она представляла собой черную плоскость и белая точка в центре. Есть «Черный квадрат» у Малевича, а меня  совершенно неосознанно, бессознательно мое творчество довело до точки, когда уже ничего нельзя было изображать. И так, потому я пришел в храм, как говориться, ноги сами привели. И жизнь уже стала более осмысленной, осознанной.  Через веру, церковь мне пришло понимание, что творчество, прежде всего, дано человеку от Бога. Без Бога, надеясь только на себя, нельзя  ничем заниматься.

- Батюшка,  я не могу не отметить того, что когда заходишь в храм, то открывается по настоящему - сказка, в хорошем понятии этого слова.  И это, не смотря на то, что в здании есть и другие заведения. А потом, мы заметили, что много икон написаны Вами.

О. Роман: Да, у многих бывает такое впечатление. Мы, правда, установили купол с крестом, почему и можно узнать, что здесь православный храм. А так со стороны кажется обычное здание, и пограничники с оружием. А заходишь, открывается совсем другой мир – храм. Но это кончено стараниями всех прихожан, и оформление храма. Наш пономарь Петр Иванов много помог, сделал для нашего прихода. Все стараются, довольно часто женщины предлагает свою помощь, по возможности стараются помочь. Коммерсанты, которые приходят к нам,  на свои средства очень много необходимого приобрели для алтаря. Мы бы сами не могли купить некоторые вещи, так как они дорогостоящие. Они с России привозят, что нельзя приобрести здесь.

- В современном мире многие художники берутся писать иконы. Возможно по какому-то озарению. Как Вы думаете, человеку, который, в общем-то далек от Церкви, и, по сути, не живет духовной жизнью, возможно ли писать иконы?

О. Роман: Конечно нет. Я это знаю по собственному опыту.  Когда-то и я тоже писал иконы, хотя сам не ходил в церковь, и надо сказать у меня не получалось. И вот только сейчас, когда я только пробую себя в иконописи, у меня стало что-то получаться. Но сказать, что я занимаюсь иконописью, тоже нельзя. Скорее, я делаю копии. Потому как чтобы писать иконы по технологии, необходимо много сяких материалов, специальных красок, дерево, левкас и т.д. я пишу на холсте. Но самое главное, это сам подход к иконописи. Бывает, не можешь подойти писать образ Божий по своему духовному настроению, состоянию. Это же образ Божий и икона напрямую должна быть связана с молитвой и конечно нужна внутренняя духовная подготовка. А тот, кто не жил церковной жизнью, кто не знает что такое молитва, что такое пост, то и образ который он пишет, будет не молитвенным изображением. Конечно, и мы тоже далеки от совершенства, но все же опыт духовной жизни обязателен.

-  Батюшка, когда Вы пришли к Богу, думали ли Вы о монашеской жизни?

О. Роман: Да, конечно, мы посещали такие мысли. Но, ничего просто так не происходит. И так уж сложилось, что у меня уже четверо детей. Кстати, по благословению отца Феодора, мы с матушкой повенчались. И то, что наша семья благословенна духовником очень ощущается.

- А что нужно, чтобы был мир в семье. Есть ли какой-нибудь универсальный рецепт?

О. Роман: Самое главное – это послушание. Не случайно даже в церкви все строится на послушании. Также и в семье; глава – муж. Муж должен иметь послушание перед своим духовником и Евангелием. Жена носит платок в знак покорности  мужу, опять так – послушание. И дети должны быть воспитаны в послушании. Нельзя пускать все на самотек. Иногда приходится слышать такие суждения, что ребенок сам должен во всем разобраться; вырастет - сам все поймет. Это неправильно. Все закладывается с самого младенчества.  Ребенок должен воспитываться не только словами, но и самой жизнью своих родителей.

- Многие называют современное время сложным, временем «последних времен». Есть ли что-то особенное в нашем современном времени?

О. Роман: Как говориться, Господь пришел в последние времена на землю, поэтому и говориться, что сейчас время «последних времен». Можно  обратить внимание и на многие вещи, которые как бы напоминают о конце света. Но нельзя паниковать, потому как действительно много паники сейчас среди верующих. Эта паника происходит от неправильного понимания, неправильной духовной жизни. Ведь христианство проповедует радость духовную, преображение души человеческой, искание Царства Божия на земле, а не искание антихриста, не ожидания конца света в каких-то проявлениях. Особенно это сильно ощущается в России. Мы должны исполнять то, что предсказано нам Господом в этой жизни, а не искать излишних скорбей и уныния.

- Батюшка, а какой Вы видите смысл в страданиях, болезнях?

О. Роман: Каждый верующий человек должен ощущать всю ту пользу, которую приносят болезни, скорби. Смысл в том, что ты как бы приходишь в себя. Те страсти, которые довлеют над душой человека, они как бы отходят в сторону. Об этом очень много написано у святых отцов и в художественной литературе.

- Батюшка, а Вы бы могли сказать, что какие-то страсти имеют особую силу в наши времена, или это все как-то надуманно?

О. Роман: Да, конечно. У каждого человека есть свой набор каких-то привычек и не случайно святые отцы Православной Церкви говорят, что какая страсть владеет человеком, на ту и больше обращается внимания. Поэтому у одного бывает гордость, у кого-то осуждение.

Надо быть более внимательными к себе и замечать, что какая-то страсть начинает довлеть над тобой и бороться с этим.

- Батюшка, в современном мире также очень распространено мнение  о том, что телевизор, интернет. Компьютеры вообще, - все от дьявола, что ничего кроме духовной литератур ничего нельзя читать, и духовная жизнь в понимании этих людей должна быть очень сдержанной с точки зрения эмоциональности. Нам бы хотелось узнать, что Вы об этом думаете?

О. Роман: Человек состоит из духа, души и тела. И нужно заботиться не только о духе, но и о душе, и о теле. Душа должна получать пищу не только духовную, но и развиваться. Необходимо развивать свой разум, заниматься самообразованием, особенно это касается детей. Иначе, можно зайти в тупик и уже не понимать различий между добром и злом. Даже митрополит Иосиф говорил, что духовная литература воспитывает душу, а светская литература учит, как жить на земле. У нас очень много замечательных православных писателей: Достоевский, Гоголь. В произведениях этих писателей можно почерпнуть много полезного и для души.

- Батюшка, а после того, как Вы начали писать иконы,  возникает ли у Вас желание заниматься светской живописью, писать натюрморты, например?

О. Роман: Иногда бывает такое. Это стремление никуда не уходит. И само это восхищение природой, Божественным творением хочется, как то отобразить на холсте. Вот и берусь за кисть, чтобы как то это воплотить в реальность.

- Батюшка,  мы видели портрет о. Евфимия, написанный Вами. Хотелось бы узнать, что побудило Вас написать этот портрет?

О. Роман: Потому что я сам священник. И этот человек был  очень высоко духовный пастырь, очень сердечных. О нем написано много статей. И опять-таки, чтобы как то выразить свои чувства к нему, обращаться к нему за помощью, хотелось бы получать от него молитвенную поддержку. И надо сказать, эта поддержка ощутима.

- Батюшка, Вы уже служите в Жескенте 10 лет. У Вас здесь большой фронт работы, Вы самостоятельно со всем справляетесь. В этом году Владыка представил Вас в сан протоиерея.  Это большое событие для нашего благочиния и для Вас. Мы Вас сердечно поздравляем. И дай Вам бог сил и терпения.

КАРТА ПРИХОДОВ СЕМИПАЛАТИНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ